Сибирские огни, 1973, №5
ности формы, в его стихах, написанных в первую половину шестидесятых годов, не мало дидактизма, который проступает'уже в самих назывных заголовках стихотворе ний («Доля», «Выбор», «Сложность», «Сча стье» и т. д.). Мартынов и отчасти Виноку ров учили Преловского форме, философ ской насыщенности стиха, вместе с досто инствами он перенимал их недостатки, ко торые усиливал. Впрочем, довольно скоро Преловскнй простится с поэтической уче бой и попытается осуществить свой синтез. В эти годы в его стихи впервые войдет Пушкин, его «высокая простота», и, подоб но Давиду Самойлову, он скажет: «Мне хо чется вернуть значения прежние простым словам: хлеб, дерево, вода...». Стихотворение «Сложность», из которого взяты эти строки, довольно характерно для переломного состояния поэта. Призыв к вы сокой простоте сам по себе заслуживает признания, но достигнуть ее нельзя путем простого пренебрежения сложными про блемами современного мира. Между тем в стихах сквозит некоторое раздражение, да лекое от подлинной мудрости: «Все сложно в наши дни до невозможности: непросто жить, непросто умирать, а мы еще выдумы ваем сложности. О, модная наука услож нять!». Здесь еще многое абстрактно и невнят но: «Все чаще мы в простое н сердечное дорогу прорубаем топором». Здесь живет одно только желание гармонии, но, непо нятно, с чем сражается поэт и как ее до стичь. Между тем синтез возможен лишь как преодоление, но не как отталкивание, и пушкинская простота проста не сама по се бе, а как результат драматического сопря жения противоречий. «Печаль моя светла» — это преодоленное противоречие, синтез, это высокая сложность, если иметь в виду не форму, а существо сказанного. Так или иначе, но Преловскнй делает ре шающий шаг на пути к творческой зрелости. Он полон отрицанья: «Схоронить вчераш нюю строку!», он жаждет «выбрать, разо браться, отрешиться», он прощается с про шлым и с надеждой смотрит в будущее. В сонете «Гармония» Преловскнй находит, наконец, то равенство, которое не смог вы разить в стихотворении «Сложность». Клас сическая форма стиха только усиливает правоту и ясность поэтической мысли. «Ра достная мука» —вот тот желанный синтез, без которого невозможно истинное творче ство и счастье: Пока в тебе горит святым огнем сам осознанья радостная мука, прекрасен мир, и ты прекрасен в нем, о человек! плод немоты и звука. Но лиш ь, самим собою увлечен, забьеш ься в дебри собственной натуры, конец тебе: ты стерт и исключен, 11. «Сибирские огни» N 9 5. как лишний знак из нотной партитуры... и т. д. Мысль, заключенная в сонете, не нона, но она добыта собственным опытом и, по- своему выраженная, обогащает наши пред ставления о мире и человеке в нем. И вновь Преловского вле.ет жизнь гео логов, охотников, землепроходцев. Он уходит в тайгу с геологической партией и по ночам пишет книгу «Черная работа», посвящая ее «друзьям-геологам, с кем де лил хлеб, риск, труд». Книга эта вышла шесть лет тому назад в Москве, в издательстве «Советский писа тель». Стихи Преловского становятся изве стны широкому всесоюзному читателю. Отставляешь в сторонку глаголы, принимаешь в товарищи ты риск, усталость, высокие горы... Будь здоров! Не теряй высоты. Все дороги, где камни и глина, не длиннее судьбы и мечты. Смерть последняя наша долина — не теряй, не теряй высоты. Глаголы в сторону не отставишь, от по эзии не отстранишься, если она стала тво ей сутью. В зимовье, на переходе, у кост ра с геологами Преловскнй замечает и пи шет не просто трудовой быт и природу; его дух отлетает от запечатленной карти ны, чтобы «возвратить» жизни ее истинный смысл и значенье, добываемые искусством. Рождается чувство полета. Раньше, в юности, оно только предчувствовалось, те перь поэт научился дышать. Пришли сво бода и новая ответственность перед людь ми и словом. Пришло мастерство. * * * Два сборника Преловского, вышедшие в последние годы, «Дальний свет» и «Зем ной поклон» открывают читателю русского поэта, чей голос уже не спутаешь ни с ка ким другим. Какие черты особенно характерны для него? Спокойное достоинство выражения, стремление заключить стих в строгую опра ву ясной формы. Неподдельный интерес к людям самого простого звания —демо кратизм, уходящий корнями в детство, вы росший на почве сибирских рабочих скита ний. Чистота, нравственная бескомпромис сность. Негромкая, но беззаветная любовь к отчизне, к Родине, которой Преловскнй посвятил прекрасные строки: Ну, что о родине скажу? Как вознесу? И чем прославлю? Любым глаголом —согрешу. Признанием любым —слукавлю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2