Сибирские огни, 1973, №5

меня далеко в глушь, в Якутские края». В детстве и отрочестве было много пере­ жито, а когда наступила юность, «вырос мир, и стало в нем невозможное возмож­ ным... В эти дни пришла ко мне и навеч­ но овладела жажда праведного дела —по­ иск места на земле». В это время приходят и стихи. После окончания историко-филологиче­ ского факультета Иркутского государствен­ ного университета Преловский работает на студни кинохроники, ездит по городам и се­ лам Восточной и Западной Сибири. Идет период интенсивного накопления жизнен­ ных впечатлений. В стихи врывается ветер сибирских пространств, запах тайги, гул комсомольских строек. «Бетонщики», «Па­ латка», «Путеукладчик», «Вагонный горо­ док» —сами названия стихотворений, со­ ставивших цикл «На восточном крыле Юж- сиба», вызывают в сознании читателя кар­ тины трудовой битвы за новую Сибирь, ко­ торая развернулась в середине пятидеся­ тых годов. Мотив рабочей молодости, ком­ сомольского энтузиазма звучит в стихотво­ рениях Преловского отнюдь не деклара­ тивно, как это часто бывало в подобного рода произведениях. Поэт славит работу своих сверстников, не впадая в ходульный пафос; он хорошо видит, чего стоит этот «черный труд», как холодит пальцы зимняя стужа, как на мальчишеские плечи ложит­ ся бетонная тяжесть усталости, когда даже солнце кажется серым, подернутым цемент­ ной пылью. Правда, голос молодого поэта еще неровен, и рядом встречаются стихи, построенные »а приемах риторической пу­ блицистики, где слова «подвиг», «эпоха», «история» так и остаются словами, не за­ девающими ум и сердце. («Молодость»). В 1958 году Анатолий Преловский по комсомольской путевке едет на строитель­ ство Братской ГЭС. Он работает в много­ тиражной газете «Огни Ангары» и свою третью книгу «Берега» посвящает строите­ лям Братска. Здравствуй, Братск! Прими меня в ученье, приобщи к свершениям своим. Мне не надо выше назначенья — быть великой стройки рядовым. Встать у транспортера, у опоки, с мастерком подняться на леса, чтобы о делах своей эпохи говорить от первого лица. («Думал, много знаю о Сибири...») В этом стихотворении точно запечатле­ ны время, настроение лирического героя, радостный холодок восторга от встречи с действительно историческим событием. Но в нем, как и в «Молодости», мало своего, выстраданного, все мысли взяты из верно­ го но общего ряда, к тому же поэтически они не освоены. Стихи Преловского, напи­ санные в ту пору, словно спорят сами с со­ бой. Постепенно побеждает сдержанность, на смену наивно-романтическому взгляду приходит пристальное зрение, и, как пред­ вестие глубины, начинает меняться стих, обретая новые строгие формы. Проследить эти изменения довольно не­ трудно, если сравнить уже цитированные строки или, скажем, стихотворение «В ска­ лах путь на Север прорубая» с некоторы­ ми другими из Братского цикла. Прелов­ ский, как правило, не скрывает от читате­ ля той работы души и стиха, которая ве­ дет к верному поэтическому решению. Па­ фос остается, но он выливается не в сло­ ва, а начинает жить в самом смысле стихо­ творения, в деталях, в авторской интона­ ции: «Но все-таки стократ сильнее, чем бе­ рег речке, трубам дым, был красный флаг в высоком небе строителям необходим. Несущий над рекою бурной пыланье красок огневых, он был частицей этих будней и высшей праздничностью их» («Стихи о флагах»). Сравните эти негромкие, крепкие строч­ ки с другими, где Ангара, «как лента голу­ бая... в дела эпохи вплетена», и вы сразу почувствуете две противоборствующие тен­ денции, которые формировали стиль моло­ дого поэта. Основа этого противоречия весь­ ма жизненна, она не лежит в сфере узко эстетической. Преловский действительно сын своего времени, и поэтому в его сти­ хах слышны отголоски песен типа «Едем мы, друзья, в дальние края», которые, ко­ нечно же, сыграли свою положительную роль, но не могли и не пытались выразить глубокую правду о времени и молодом ге­ рое, осваивающем новые земли. Преловский поет те же песни, что и его товарищи строители, бетонщики, геологи, он старает­ ся делить с ними все трудности их нелег­ ких профессий, и в этом преодолении все больше проникается немногословной сдер­ жанностью, которая одна достойна выра­ зить высокое назначение, поэзию «черной работы». Один из своих сборников поэт так и назовет «Черная работа». Полемический эпитет потребовался Преловскому, чтобы резче подчеркнуть будничность ежедневно­ го труда и одновременно утвердить духов­ ную праздничность его результата. Разумеется, здесь есть опасность натура­ лизма, некоторой приземленное™ авторско­ го взгляда, которые противопоказаны лири­ ке уже по самой своей природе. Преловский старается избегать как неуместных востор­ гов, так и бескрылого описательства. Он ищет меру, и стихотворения «Трасса», «Ко- Iстры», «Песня» хорошо отражают это но­ вое состояние лирического героя. Голое птицы непуганой да над лесом заря. Кончик ветки обугленной, а под нею — зола. След тяжелого трактора. рядом банка пустая,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2