Сибирские огни, 1973, №5
меня далеко в глушь, в Якутские края». В детстве и отрочестве было много пере жито, а когда наступила юность, «вырос мир, и стало в нем невозможное возмож ным... В эти дни пришла ко мне и навеч но овладела жажда праведного дела —по иск места на земле». В это время приходят и стихи. После окончания историко-филологиче ского факультета Иркутского государствен ного университета Преловский работает на студни кинохроники, ездит по городам и се лам Восточной и Западной Сибири. Идет период интенсивного накопления жизнен ных впечатлений. В стихи врывается ветер сибирских пространств, запах тайги, гул комсомольских строек. «Бетонщики», «Па латка», «Путеукладчик», «Вагонный горо док» —сами названия стихотворений, со ставивших цикл «На восточном крыле Юж- сиба», вызывают в сознании читателя кар тины трудовой битвы за новую Сибирь, ко торая развернулась в середине пятидеся тых годов. Мотив рабочей молодости, ком сомольского энтузиазма звучит в стихотво рениях Преловского отнюдь не деклара тивно, как это часто бывало в подобного рода произведениях. Поэт славит работу своих сверстников, не впадая в ходульный пафос; он хорошо видит, чего стоит этот «черный труд», как холодит пальцы зимняя стужа, как на мальчишеские плечи ложит ся бетонная тяжесть усталости, когда даже солнце кажется серым, подернутым цемент ной пылью. Правда, голос молодого поэта еще неровен, и рядом встречаются стихи, построенные »а приемах риторической пу блицистики, где слова «подвиг», «эпоха», «история» так и остаются словами, не за девающими ум и сердце. («Молодость»). В 1958 году Анатолий Преловский по комсомольской путевке едет на строитель ство Братской ГЭС. Он работает в много тиражной газете «Огни Ангары» и свою третью книгу «Берега» посвящает строите лям Братска. Здравствуй, Братск! Прими меня в ученье, приобщи к свершениям своим. Мне не надо выше назначенья — быть великой стройки рядовым. Встать у транспортера, у опоки, с мастерком подняться на леса, чтобы о делах своей эпохи говорить от первого лица. («Думал, много знаю о Сибири...») В этом стихотворении точно запечатле ны время, настроение лирического героя, радостный холодок восторга от встречи с действительно историческим событием. Но в нем, как и в «Молодости», мало своего, выстраданного, все мысли взяты из верно го но общего ряда, к тому же поэтически они не освоены. Стихи Преловского, напи санные в ту пору, словно спорят сами с со бой. Постепенно побеждает сдержанность, на смену наивно-романтическому взгляду приходит пристальное зрение, и, как пред вестие глубины, начинает меняться стих, обретая новые строгие формы. Проследить эти изменения довольно не трудно, если сравнить уже цитированные строки или, скажем, стихотворение «В ска лах путь на Север прорубая» с некоторы ми другими из Братского цикла. Прелов ский, как правило, не скрывает от читате ля той работы души и стиха, которая ве дет к верному поэтическому решению. Па фос остается, но он выливается не в сло ва, а начинает жить в самом смысле стихо творения, в деталях, в авторской интона ции: «Но все-таки стократ сильнее, чем бе рег речке, трубам дым, был красный флаг в высоком небе строителям необходим. Несущий над рекою бурной пыланье красок огневых, он был частицей этих будней и высшей праздничностью их» («Стихи о флагах»). Сравните эти негромкие, крепкие строч ки с другими, где Ангара, «как лента голу бая... в дела эпохи вплетена», и вы сразу почувствуете две противоборствующие тен денции, которые формировали стиль моло дого поэта. Основа этого противоречия весь ма жизненна, она не лежит в сфере узко эстетической. Преловский действительно сын своего времени, и поэтому в его сти хах слышны отголоски песен типа «Едем мы, друзья, в дальние края», которые, ко нечно же, сыграли свою положительную роль, но не могли и не пытались выразить глубокую правду о времени и молодом ге рое, осваивающем новые земли. Преловский поет те же песни, что и его товарищи строители, бетонщики, геологи, он старает ся делить с ними все трудности их нелег ких профессий, и в этом преодолении все больше проникается немногословной сдер жанностью, которая одна достойна выра зить высокое назначение, поэзию «черной работы». Один из своих сборников поэт так и назовет «Черная работа». Полемический эпитет потребовался Преловскому, чтобы резче подчеркнуть будничность ежедневно го труда и одновременно утвердить духов ную праздничность его результата. Разумеется, здесь есть опасность натура лизма, некоторой приземленное™ авторско го взгляда, которые противопоказаны лири ке уже по самой своей природе. Преловский старается избегать как неуместных востор гов, так и бескрылого описательства. Он ищет меру, и стихотворения «Трасса», «Ко- Iстры», «Песня» хорошо отражают это но вое состояние лирического героя. Голое птицы непуганой да над лесом заря. Кончик ветки обугленной, а под нею — зола. След тяжелого трактора. рядом банка пустая,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2