Сибирские огни, 1973, №5
Е. СИДОРОВ в «СТИХИ НЕ НАДО ТОРОПИТЬ...» (О лирике Анатолия Преловского) Анатолий Преловский за пятнадцать лет работы проделал трудный путь восхожде ния к самому себе. По его ранним сборни кам нелегко "было предположить, что из не го выработается истинный поэт, со своим неповторимым голосом. Там угадывался, правда, характер, но разве достанет одного характера, когда речь идет об искусстве? При всем том, критика писала о нем добро желательно и несколько поверхностно, ча сто поощряя автора за одни только при личные случаю манеры. Поэт в этом не ви новат. Он «виноват» в другом — в остром чув стве неудовлетворенности жизнью и твор чеством, не покидающем его книги. Прелов ский сам себе лучший критик и судия, он знает себе цену, которую перестал пре уменьшать лишь сравнительно недавно. Эта трезвость и беззаветность в главном деле жизни не могла не явить поэта,—и он явился, скромно и достойно, так что мно гие просто не обратили внимания на пере мену. Сравнение его зрелых книг, вышед ших в последние годы, с предыдущими по зволяет увидеть это восхождение почти с графической четкостью, Поэтому о Пре- ловском интересно и радостно писать. Потом, потом, когда зима на этих м арях утвердится, как строчка тайного письма, мне молодость моя приснится. Уже иной, лукав и строг, я прошлое перечитаю, и, что проступит между строк, навряд ли подлинным признаю . Это сказано недавно, а начинается поэт издалека, с юношеской романтической но ты: Студеный день проник в горячий май. я рад ему, последышу апреля, за то, что он плеснул в мой хм уры й край прозрачной и прохладной акварелью! Я рад ему за этот плотный ритм. за боль в руках, за эти струйки пота, за то, что жизнь, когда закат сгорит, оплатит все: восторг, полет, работу. («На пристани»), «Мой хмурый край» — Сибирь, родина Преловского, которая отныне станет и ко лыбелью его поэзии. Земля отцов и дедов- землепроходцев будет постоянно, напоми нать поэту о его призвании; вглядываясь в ее меняющиеся черты, он сам будет преоб ражаться вместе с ней, и, мечтая о востор ге полета, весь, без остатка, уйдет в зем ную работу, без которой невозможно высо кое поэтическое вдохновение. Уже в раннем стихотворении «Ручей», живо напоминающем знаменитую «Воду» Леонида Мартынова, Преловский попытает ся определить свою нравственную програм му. Стихи эти дидактичны и не самостоя тельны, но в них есть обаяние искренней и твердой натуры, резкое неприятие всяче ского жизненного приспособленчества: Он был ручьем меж ручейками. По мере вод своих и сил он осторожно каждый камень то подмывал, то обходил. Он думал: «Вот спущусь в долину — и в море буду течь рекой!» И вновь искал помягче глину, минуя камни стороной. Мужал. И мог бы камни двигать, катить их в брызгах ледяных... Но верх взяла привычка прыгать не по камням, а между них. Так полз и полз, без брызг и пены, и, выбравшись из кедрачей, болотом стал обыкновенным — поросший травкою ручей. Биография поэта — в его стихах. Он ро дился в Иркутске в 1934 году. Рано ли шился отца и напишет впоследствии о сво ем детстве в поэме «Дальний свет»: «Без отцовщина моя от родимого порога увела
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2