Сибирские огни, 1973, №5
Белом море, в домах для приезжих Карго поля, в рабочих общежитиях Вологды и Ар хангельска... И всюду он искал не только материал для информаций и корреспондент ских заметок, но и звенья той «волшебной цепи», которая помогла бы вновь обрести чувство внутреннего достоинства и внутрен ней правоты. У Сергея Маркова почти нет творческих деклараций, стихов о стихах, однако в его лирике и, особенно, в его лирических порт ретах —Михаила Ломоносова, Константи на Батюшкова, Велемира Хлебникова, Алек сандра Грина — содержатся мысли об ис кусстве, о соотношении искусства и действи тельности, правды и вымысла, реализма и условности. Так, в стихотворении «Веле- иир Хлебников в казарме» (1941) встреча ется строфа: Искусства страшная дорога Ведет к несбыточной мечте, А жизнь — нелепа и убога В своей последней наготе. Здесь слышится определенное противопос тавление обнаженной реальности и искус ства слова, возвышающего эту реальность мечтой, грезой, творческой фантазией. Прав да, строфа несет в себе элементы несобст венно-прямой речи, иначе говоря, является косвенным отражением взглядов героя сти хотворения — поэта Велемира Хлебникова. Но акцентировка в строфе, бесспорно, при надлежит автору стихов. В другой раз и в другом месте Сергей Марков сказал уже от собственного имени: «Искусство —движенье природы, застывшее только на миг!» Здесь искусство слова упо добляется природе в том смысле,, что оно подчинено тем же законам развития, что и природа и жизнь, но о полном тождестве опять-таки нет речи. Искусство должно схватывать природное «мгновение», как при магниевой вспышке, и возвращать человеку память, его историческую память,—следо вательно, искусство должно «домысливать» весь процесс развития, все звенья «волшеб ной цепи», которые могут состоять из реа лий, субстанций, природных «мгновений», но в целом подчиняются творческой воле поэта. Беломорские стихотворения Маркова и позволяют выявить особенности его миро восприятия, его метафорического освоения «необжитого» — с точки зрения нового ис кусства —мира. Если в первых поморских стихах он домысливает лишь детали, «след русалочьих волос на волне зеленова той», чтобы передать завораживающее, поч ти «колдовское» обаяние Севера, если он по-прежнему точен в обозначении не только реалий но и географических названий (Ме зень, Вороний нос, Моржевец), го в даль нейшем в его лирике появляются образы, которые размывают эту географическую ло кальность, заменяют названия северных по селений и рек условно-поэтическими эквива лентами. Вместо города Грязовец кое-где появляется Снеговец, вместо Каргополя - его древнее имя Каргун-Пуоли, вместо Мо жайска—песенный Рябннин-город. Конеч но, не всегда возможно и нужно переводи п > язык метафор на язык конкретных понятий. Странно было бы искать на карге Севера ре ку Бирюзу или Радугу-реку, коюрая не бо лее как «Морок... Наваждение... Мечи». Да и не всегда поэт условен в обозначении ме ста: условные названия он как бы «прослаи вает» подлинными названиями и именами. Еще в среднеазиатском цикле ощущалась любовь Маркова к странно-причудливым именам, которые он умело сопрягал с дру гими именами-созвучиями: / / И в Эликманаре. и в Узнези, В ущельях горных — везде Я слышал хвалы тебе, Ээзи, Живущему в бурной воде, Очевидно, что в таких стихах был некий изыск, некая игра в редкостные словопопя- тия, которые ныне без комментария невоз можно уяснить: Су-Ээзи — водяной дух, ко торый жил, по верованиям древних алтай цев, в пенистой и бурной Катуни. Теперь же поэт отказывается от нагромождения при чудливых географических названий, прибе гает к более обобщенным и более эпиче ским образам-символам, вроде обманной Радуги-реки или города Снеговца. Когда я процитировал двустишие Сергея Маркова, написанное в двадцать восьмом году и ставшее в дальнейшем его творче ской программой,—«жизнь свою попробуй сделать чудом не на месяц, а на много лет»,—то не раскрыл полностью этой прог раммы, ибо не ответил на вопрос: как же сделать чудом свою жизнь? А ответ — вот он: «Находи и сохраняй под спудом ра дость, источающую свет». Здесь, в Беломорье, «радостью, источа ющей свет», явилось для Маркова близкое знакомство с жизнью поморян и, что не ме нее важно, знакомство с искусством Севе ра, с его деревянным зодчеством, с его ле тописными преданиями, сказами, песнями, прибаутками, присловьями, короче, с худо жественным творчеством народа. Он жаж дал встреч с людьми, которые помогли бы ему пройти, углубиться в бескрайние прос торы, туда, где «алою рябиной на сугробе пламенеет русская, душа». Это северное ис кусство и эта северная «русская душа» в буквальном смысле слова завораживают поэта и своей самобытностью, и своей кра сочностью, и своим богатством. В начале тридцатых годов в Беломорье можно было найти знатоков плачей, приче тов, величальных песен, услышать в живом исполнении исторические сказы и былины, повидать старинные свадебные обряды. Воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2