Сибирские огни, 1973, №5
Могилы неизвестные сочти! И не ответят горные отроги, Где на широкой суздальской кости Построены камчатские остроги. Хвала вам, покорители мечты, Творцы отваги и суровой сказки! В честь вас скрипят могучие кресты На берегах оскаленных Аляски. С годами история географических откры тий стала подлинной страстью ученого. Он не только внимательно изучал музейные ар хивы, рукописи мореплавателей, старинные географические карты и лоции, многотомные исследования по истории Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки, но и сам бывал во многих местах родной земли, совершал многодневные переходы, стал неутомимым землепроходцем, как и его предки-тотьмкчи. Результатом упорных поисков и трудов явилась книга «Земной круг» — это, по оп ределению академика Д. И. Щербакова, мо нументальное научно-художественное и ис торико-географическое повествование, этот кладезь смелых, заманчивых, увлекательных научных предположений. Причем, земля от- чичей и дедичей Сергея Маркова, что лежит между Онегой и Северной Двиной, всегда вдохновляла его, равно как и земля его пи сательской зрелости — Казахстан, Сибирь, Тянь-Шань. Правда, суровый город Акмолинск, как пишет С. Поделкой, «оказался трагическим пристанищем для Сергея Маркова — умира ет от тифа отец, умирает мать, и на плечи тринадцатилетнего подростка ложатся за боты о пяти младших братьях и сестрах. Мечты продолжить учение в школе приш лось оставить. Необходимо было зарабаты вать на хлеб». Но писательская деятель ность Серея Маркова началась именно в Си бири, почти в одно время с Леонидом Мар тыновым, Михаилом Скуратовым, Иосифом Уткиным и другими поэтами-сибиряками. Печататься Марков начал с четырнадца ти лет. В акмолинской газете «Красный ве стник» он опубликовал юношеские опыты под названием «Революция», причем подпи сался псевдонимом Сергей Вологодский. В дальнейшем немало его заметок, коррес понденций, фельетонов и стихотворении по явилось и в Акмолинске, и в Петропавлов ске, и в Омске. В 1924 году Марков проездом побывал в Москве. Он зашел в редакцию журнала «Красная нива», где Иван Касаткин, ведав ший поэзией журнала, отобралдля публи кации несколько стихотворении. Одно из них — «Горячий ветер» —и появилось в «Красной ниве» в том же году. Это была первая серьезная заявка молодого поэта. Но его первый стихотворный сборник «Ра дуга-река» увидел свет только в 194Ь году, то есть спустя два с лишним десятилетия, когда были уже напечатаны его лучшие про заические книги — «Миклухо-Маклаи», «Се мен Дежнев», роман «Юконскии ворон». Как здесь не вспомнить Николая Ушакова. «Чем продолжительней молчанье, тем уди вительнее речь». Смысл этой крылатой стро ки, коль скоро я применил ее к Сергею Мар кову, требует некоторого пояснения. Собственно говоря, автор «Радуги-реки» и «Топаза» писал стихи всегда, однако вы ход Маркова-поэта к читателю был затруд нен рядом жизненных обстоятельств. Поэ тому теперь, когда одна за другой на книж ных прилавках магазинов появляются сти хотворные сборники Сергея Маркова, его речь для многих любителей современной по эзии кажется столь удивительной и новой. «Под светлой молнией позманьн я вздра гивал, горел и рос»,— признавался Сергеи Марков в стихотворении «Гроза», написан ном з 1932 году. «Светлые молнии познанья» влекли его безгранично, служили ему мая ком на гребнях житейского моря, мгновенно освещали темную даль и звали снова в дол гий путь поисков и надежд. Мало сказать, жизнь Сергея Маркова была кочевой, это была жизнь странствователя по времени и пространстве. Таким Марков остается и поныне: узнав, что в окрестностях Вели кого Устюга сохранились насаждения голу бых аляскинских елей, он может немедлен но отправиться в этот северный городок, за тем из Устюга проехать в Галич, чтобы под робнее разузнать историю «старовояжных плаваний». «Звенья волшебной цепи», к ко торой еще в детстве прикоснулся Сергей Марков, сочленялись благодаря вот таким стремительным переездам и странствиям по Тяпь-Шашо и Беломорыо, по казахстанским степям и тарским лесным урмлпам. В стихах и исторических былях Сергея Маркова возникает образ этою странствова теля,—то бродяги Василия, то помора До ната, то морехода Сысоя, дошедшею до Зо лотых ворот и начертавшего на калифор нийской скале: «Земля российского вла денья». В любом из этих образов угадыва ется душа самого поэта, который не может понять, «как на свете без мечтанья жить!» Я прошел огонь и дым, Реки, степи и моря... Однако это лишь внешняя канва биографии. Я прошел огонь и дым, Ледовитую зарю, Стал спокойным и простым, Ровным пламенем горю. И все-таки успокоение — временно, оно — краткий дар за тревоги и ночевки под от крытыми небесами. Символ поэта в дру гом — «любить и знать — не за одного,— за всех». Эту жажду «любить и знать» не мо гут утолить странствия, они удесятеряют ее. И влекут к новым плоскогориям, к новым далям. Вот эту жажду «любить и знать» Сергей Марков стремится передать читате лям, своим современникам. «Подумай, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2