Сибирские огни, 1973, №5
134 ВИТАЛИЙ ЗЕЛЕНСКИЙ Газик берет заснеженный подъем, неистово ревет мотор, свистит ветер. Сафронов повышает голос: — А со Скворцовкой, наверное, маху дали... Что называется, подумали о бычках, а о людях забыли. Да лучше пусть живут в большом селе, а на ферму ездят на маши не. Или дежурят там с ночевьем, посменно. Подумать, в общем, надо... И он надолго умолк. Жужжит включенная водителем печка, хочется подремать, и лишь изрядная тряска на неровностях дороги заставляет бодрствовать: смотри в окошко, о чем угодно думай. Меня увлекала загадка Кубитета. Что за чудное слово? Какой многозначный без донный корень! И что такое «тет», вызывающее в памяти университет, авторитет, пиетет и другие чисто европейские понятия? Не могу объяснить, почему меня потянуло к истории и географии, ко всякому зна нию, которое хоть что-нибудь говорит мне о моей Сибири... Топонимика же, подобно заступу археолога, помогает раскапывать засыпанные пылью и пеплом времени памятники глубокого прошлого человечества. «Географические названия, писал в 1812 году известный ученый профессор А. X. Во стоков, нередко многими тысячами лет переживают существование того народа, от ко торого первоначально изречены были. Например, сколь многие поселения и города удер жали еще и поныне... имена, данные им египтянами, финикиями и греками; между тем, как они переменили уже двадцать раз и вид свой и место и служили попеременно жи тельством двадцати разным племенам». Причулымье давно привлекает ученых и краеведов-любителей. Здесь, на стыке не скольких ландшафтных зон, издревле шло великое смешение народов. Сравнительно уз кий лесостепной коридор между тайгой и болотами на севере и горными хребтами на юге, коридор, по которому мы сейчас едем, удобно связывал Восток и Запад. Через эти места шел обмен между скотоводческими племенами Южной Сибири и таежными охот никами, рыбаками Обского Севера. Я уже знаю, что названия на «дат», «тат», «зас», «сес», непонятные коренным мест ным жителям—-чулымским татарам, оставили здесь кеты, ныне маленькая народность, живущая на Енисейском Севере. Кеты были на юге Сибири раньше татар, даже раньше угро-финских племен — предков нынешних ханты и манси. Язык кетов не родствен ни одному из сибирских языков, зато он по глубинным признакам схож с языком испанских басков, с многочисленными языками народов Кав каза и даже североамериканских индейцев. Значит, когда-то все они имели общую территорию... По сохранившимся словам гуннов некоторые ученые делают вывод о том, что гос подствующий слой этого могущественного союза племен, захлестнувших полтора тыся челетия назад Европу, говорил на кетском языке... Существует и такая гипотеза: 8—9 тысяч лет назад предки кетов жили по соседству с индоевропейцами и «имели с ними общий праязык». А местом выхода индоевропейских народов считают Саяно-Алтайское нагорье. В Причулымье и Прииртышье, в горных районах Алтая и Кузнецкого Алатау, в Ми нусинской впадине и бассейне Бирюсы-всюду на карте Сибири встретишь следы ис чезнувших кетоязычиых родов -а р и н о в и коттов, пумпокольцев и ассаиов, с последни ми представителями которых еще в XVIII веке беседовали участники экспедиции Рос сийской академии наук. Итат, Алчедат, Китат, Чиндат, Барзас, Кунзас, Кезес Альбедет наконец, даже Канзас! 1 рудно отказаться от мысли, что название американского штата не случайно сов падает с одним из кетских топонимов Сибири. В этот раз мне не удастся разгадать тайну Кубитета. Но, вернувшись в Новоси бирск, я ближе познакомлюсь с трудами томского профессора лауреата Государствен ной премии А. П. Дульзона и узнаю, что все эти «дат», «тат», «зас», «зес» «шет» «дет» и «тет» тоже переводятся одинаково — «река». Это одно кетское слово, испытавшее влияние разных диалектов и более позднюю «обкатку» тюркскими языками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2