Сибирские огни, 1973, №5
лей здесь не любили. Первый же сибирский губернатор Матвей Гагарин отличился небывалым самоуправством. Боясь разоблачений, он распорядился закрыть все погра ничные заставы, обыскивать и допрашивать с пристрастием всякого конного или пеше го, направлявшегося через Урал в Россию. Ни один клочок бумаги не должен был про скользнуть в метрополию мимо глаз губернатора. Но что-то все же проскользнуло... Князь Гагарин был судим и казнен по приказу Петра Первого за злоупотребле ния властью, но другого такого случая история Сибири не знает. Другим сходило с рук. Так что мог и юридический корень попасть в топонимику... Не трудно также предположить, что основателем села был некий Тяжин, хотя ни каких преданий на этот счет не сохранилось. ...Миновав без остановки село, проезжаем по мосту, который один только выдает заметенную снегом речку. Низина кончилась, дорога лезет в гору. Слева вплотную подступает частый берез няк; в нескольких шагах от его края синеет глубокий провал; справа —• крутой, почти отвесный склон, у вершины голый, а ниже, до самой подошвы, покрытый смешанным лесом. Деревья, что внизу, кажутся отсюда травинками. Сафронов и шофер Вася, человек вообще-то неразговорчивый, охотно рассказывают местную легенду, связанную с этой горой. Будто бы именно здесь в старину чаще всего пошаливали разбойники. Выскочат из лесу наперерез — и никуда не денешься. А езди ли тут купчишки и с красным товаром, и с золотом: прииски неподалеку были Еще раз взглядываю вправо: жутковатый обрыв. Правда, перешеек не такой уж узкий, но это недавняя подсыпка,— когда рядом с дорогой прокладывали нефтепровод. Эта неожиданная поездка по старому почтовому тракту вызывает во мне сложное чувство, разные ассоциации... В сущности, история развития путей сообщения в Сибири— это сама история ос воения огромного края. Первые русские поселения нанизывались на синие жилы судо ходных рек. Постройка Большого Сибирского тракта вызвала к жизни гигантскую це почку новых деревень, протянувшуюся на тысячи верст через реки и леса, через горы и степи, через всю страну. «Во второй половине восемнадцатого века население сконцентрировалось вдоль тракта, а речные пути стали пустеть»,— меланхолически отметил историк Сибири. Великий железнодорожный путь, по словам В. И. Ленина, «открывал Сибирь» для новой, самой большой в ее истории переселенческой волны конца девятнадцатого — на чала двадцатого веков. Города и села, оставшиеся в стороне, потеряли былое значение. Современные шоссе и воздушные трассы распечатали самые глухие углы Сибири Слава им, путям-дорогам всех времен, всех видов и рангов! Но вслушаемся: откуда доносятся эти стоны, этот тихий звон? Там в п ол ях, з а с и н е й гущ е й лога, В зе л е н и о зе р П р ол егла п е с ч а н а я до р о га До С и б и р с к и х гор. З а т е р я л а с ь Р у с ь в Мордве и Чуди, Ни п очем ей с т р ах . И бр ед у т по той до р о ге люди — Люди в к ан д а л а х . У каждого была своя дорога в Сибирь. Жители древнего Углича, осужденные в 1593 году «по делу убиения царевича Ди митрия», конечно, не думали о том, что своим невольным переселением за Урал они открывают первую страницу трехсотлетней истории сибирской политической ссылки. Начиная с декабристов, «политические» играли огромную просветительную, рево люционизирующую, облагораживающую роль в жизни сибирского населения. Ну а те, бредущие по Сибирскому тракту, что за люди? Все они — уби й цы или воры, Как судил им рок...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2