Сибирские огни, 1973, №4
180 у книжной полки цов вырастить цивилизацию, достигшую, правда, пока лишь средневекового уровня развития. Через множество испытаний проходит Олесов. Требуется, все его мужество, само отверженность, доброта — чтобы преодолеть их. При этом Олесов до поры не знает, что ■на время опыта он бессмертен. Что бы с ним ни случилось, его найдут там, откуда он взят,— в снежной лавине, на родной Земле. Увлекательно? Да. И думается, что одна эта увлекательность, один лишь острый, почти детективно закрученный сюжет впол не способны удовлетворить поклонников жанра художественной фантастики. Дело, однако, в том, что вся эта цепь не имоверных приключений героев — вовсе не самоцель для автора. Повесть «Завещание каменного века», да и рассказы, следую щие за ней, весьма злободневны по своей проблематике. Пожалуй, одна из главных проблем «За вещания каменного века» — та, которая уже сейчас встает и перед нами, сегодняшними жителями Земли: сосуществование человека с природой. Сумеет ли человечество сохра нить бесценный дар — свою зелено-голу бую планету? — тревожится автор. Земтеря- не, например, не сумели. Занятые междо усобицами, они очень поздно заметили, что «оскудела, исчахла почва», отравленными оказались вода и атмосфера. В конце кон цов «жить на поверхности планеты стало невозможно». И люди ушли под поверх ность, стали жить в идеально благоустроен ных городах. Наверху была опустошенная, замерзающая планета, а внизу — искусст венная атмосфера, искусственный климат, искусственная, изготовляемая синтетически из первичного минерального белка, пища... искусственное счастье. Кстати, вопрос о счастье — это вторая тревога автора. Ради него, ради счастья для всех преобразуется природа, совершен ствуются науки и общество. Но даже са мыми благими намерениями можно вымо стить дорогу в ад — напоминает автор. На Земтере в стремлении ко всеобщему благо получию дошли, как говорится, «до точки». Планета населена безукоризненными кра савцами и красавицами. «Раз в три года проводятся всепланетные конкурсы красо ты. Победители — мужчина и женщина — становятся эталонами гипномаски». Затем эти гипномаски надевает все остальное на селение. Теперь все равно счастливы. Сосед больше не завидует соседу, у которого же на сплошная «Софи Лорен», в то время как у него самого — крокодилица. Несколько по-другому организован «рай» на планете Тибия (рассказ «Заповедник чувств»). Предельно благополучные жите ли ее не знают даже, что такое страх — с внедрением ВСБ (всеобщей системы безо пасности) унизительное чувство это, низво дящее человека до уровня животного, про сто-напросто атрофировалось, поскольку ис чезла угроза внезапной смерти, увечий боли. Но атрофировались вместе с чувством страха и отвага', и мужество, о чем эти несчастные даже и не подозревают. Ведь не с кем сдало бороться, нечего преодоле вать. И вот, как ни парадоксально, главный герой рассказа Джеки Видор только тогда испытывает настоящее счастье, когда, ока завшись вне зоны действия ВСБ, встречает на лесной тропинке хищного зверя и сна чала побеждает незнакомое ему до сих пор чувство страха, а потом и хищника. Наконец, еще одна проблема — взаимо отношение человека и . созданной им тех ники. Немало уже написано о вышедших из по виновения роботах. В принципе, ничего но вого не сообщает в этом смысле и Д. Сер геев, но, может быть, он,пошел чуть дальше других фантастов, затрагивающих эту тему Его Машина осталась на покинутом людь ми астероиде. Когда-то мозг ее создал че ловек. Создал по своему образу и подобию. Другой человек неосторожно научил ее са мостоятельно черпать новую информацию \ ставить перед собой задачи. Оставшись од на на многие века, подковавшись, как гово рится, теоретически, Машина начала, в свою очередь, создавать человека и строить об щество. Разумеется, тоже по своему образе и подобию: ведь прежде всего она .— Ма шина. И вот вам образчик ее железной ( в пря мом и переносном смысле) философии: «Представьте себе, если бы внутри моей схемы содержались элементы, обладающие самостоятельностью,— разве смогла бы работать в таких условиях, когда каждый из составляющих меня блоков мог толко вать мое указание на свой лад? Да еще между ними возникли бы непредусмотрен ные схемой связи. А всякое человеческое государство именно таково. Нужно, чтобы все люди были стандартны, как искусственные нейроны в моей схеме)..» В новой книге Д. Сергеева немало худо жественных достоинств, но есть и свои изъяны. Один из них —• излишняя запутан ность сюжета в повести «Завещание камеи ного века». Туманна и утомительна местами показалась мне и философия ' конструктора Машины Виктора. Такие куски преодолева ются с трудом — способный и многоопыт ный прозаик Сергеев мог бы, кажется, не допустить их. Ценность же ее, повторяю, помимо увле кательности, в том, что она еще раз повора чивает читателя лицом к нашим сегодняш ним земным делам. Да, человечество окончательно вышло из пеленочного возраста. Каждый следующий шаг его теперь — эпоха. Каким же осторожным и продуманным должен быть этот шаг! Н. САМОХИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2