Сибирские огни, 1973, №4

мальчика 25-и (!) лет в незнании жизни, поскольку он «по книжкам мудрость» вы­ знал. Этому «юнцу» поэт противопоставляет себя: Меня мой мастер, злой и бородатый, пока ты проходил за томом том, воспитывал с таким ученым матом, что даже тучи сыпались дождем. Действие «ученых матов», конечно, неиз­ меримо сильнее действия ученых «томов», поскольку не выдерживали даже тучи. Поэт выдержал. Более того, в них он, очевидно, «вызнал» мудрость жизни, и в книгах ему осталось искать только подтверждение ее: Я по ночам не мудрость — подтвержденье искал у книг до воспаленья глаз. Причина столь резкого различия между своим воспитанием и воспитанием «мальчи­ ка» ясна поэту: я просто довоенного рожденья, и в этом фокус разницы меж нас. Действительно, трудовая школа имеет ог­ ромное значение для становления личности, но она не отрицает значения других средств воспитания и, прежде всего, книг. И Б. Лапузину, которому 27 мирных лет уже предоставили возможность учиться, не мешало бы избавиться от любования собою и заглянуть не в ученые «тома», а хотя бы в элементарные учебники, чтобы не созда­ вать загадочных словосочетаний, вроде «фо­ куса разницы»... Хочется сказать несколько слов о стихах сугубо лирического плана. В стихотворе­ нии «Ушла. Совсем» тяжесть разлуки с лю­ бимой усугубляет зловещая картина за окном: В стекло стучался тополь черный, торчали ветки, словно корни. И различив сквозь их сплетенье вечерней улицы свеченье, я видел серый двор, который был похоронною конторой. Двор, оказавшийся вдруг похоронной кон­ торой, — смелое и довольно странное срав­ нение. Но поэту оно нравится, ибо в конце он повторяет его. Очень трудно объяснять, что такое хороший вкус, тому, у кого он от­ сутствует... О сложных взаимоотношениях поэта с родным языком уже говорилось. Приведем еще несколько примеров. Русская милая барменша не вспомнит тебе ни о чем. («Встреча»). Возможен один из двух вариантов: или «не вспомнит ни о чем», или «не напомнит тебе ни о чем». Поэт размышляет, где же может затерять­ ся современная Несмеяна: «В каком пере­ улке, в какой новостройке?» («Такие ту­ маны»), Допустима форма — «на ново­ стройке», но никак не «в новостройке». В одном из стихотворений Б. Лапузин (все на том же уровне грамотности) сфор­ мулировал свою заветную мечту: Написал бы . что-нибудь такое, как еще никто не напнсел. Можно поздравить поэта: в отдельных случаях это ему удалось. Только вот — на радость ли читателям, на благо ли поэзии? Ну, а что касается добрых его критиков — думается, приведенные цитаты достаточно убедительно говорят о том, что их компли­ менты были не слишком обоснованны... Л. МАКАРЕНКО Дмитрий Сергеев. Завещание каменного века. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд„ 1972. Помню, в детстве, был на нашей улице один парнишка, большой фантазер, люби­ тель, как говорится, «позаливать». Все свои истории он заканчивал одинаково. Когда слушатели совершенно уже были загипно­ тизированы приключениями, происходивши­ ми будто бы с рассказчиком, когда они с побледневшими лицами и расширенными зрачками ждали жуткой развязки, он нео­ жиданно говорил: «И тут я проснулся». «У-у-у!» — разочарованно гудели мы. К похожему приему прибег Дмитрий Сер­ геев в заглавной вещи своего нового сборни­ ка фантастики — повести «Завещание ка­ менного века». С той, однако, разницей — оговорюсь сразу,— что читателя разочаро­ вание не постигает. Герой повести Олесов попадает в горный обвал. Он теряет сознание и какое-то время, пока друзья-туристы не раскопают его, ис­ чезает под снежной лавиной. Вот этим ко­ ротким, по-земному, мигом и пользуются: представители некой высокоразвитой ино­ планетной цивилизации. Они переносят' Олесова в гигантскую лабораторию, внутрь искусственного времени-пространства, кото­ рое сами называют гиперфантомом. Оказы­ вается, инопланетяне давно используют мо­ дель гиперфантома для исследования буду­ щего других цивилизаций. Герой, разумеется, об этом не подозрева­ ет. Читатель тоже, поскольку повествование: ведется от имени Олесова. А для него само­ го инопланетянами создана другая версия: он-де, по-видимому, замерз тогда в снеж­ ном обвале, был позднее заключен в специ­ альный контейнер, вместе с соответствую­ щими документами, контейнер этот загадоч­ ным образом попал на некую планету Зем- тер, где и был обнаружен через тридцать тысячелетий после катастрофы в горах. Олесова оживили. Дальше начинаются удивительные прик­ лючения Олесова и его новых друзей: сна­ чала на странной этой планете Земтер, по­ том на астероиде Карст, который когда-то давным-давно был покинут людьми, но где оставшиеся думающие машины сумели вновь создать первочеловека и в конце кои-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2