Сибирские огни, 1973, №4
мальчика 25-и (!) лет в незнании жизни, поскольку он «по книжкам мудрость» вы знал. Этому «юнцу» поэт противопоставляет себя: Меня мой мастер, злой и бородатый, пока ты проходил за томом том, воспитывал с таким ученым матом, что даже тучи сыпались дождем. Действие «ученых матов», конечно, неиз меримо сильнее действия ученых «томов», поскольку не выдерживали даже тучи. Поэт выдержал. Более того, в них он, очевидно, «вызнал» мудрость жизни, и в книгах ему осталось искать только подтверждение ее: Я по ночам не мудрость — подтвержденье искал у книг до воспаленья глаз. Причина столь резкого различия между своим воспитанием и воспитанием «мальчи ка» ясна поэту: я просто довоенного рожденья, и в этом фокус разницы меж нас. Действительно, трудовая школа имеет ог ромное значение для становления личности, но она не отрицает значения других средств воспитания и, прежде всего, книг. И Б. Лапузину, которому 27 мирных лет уже предоставили возможность учиться, не мешало бы избавиться от любования собою и заглянуть не в ученые «тома», а хотя бы в элементарные учебники, чтобы не созда вать загадочных словосочетаний, вроде «фо куса разницы»... Хочется сказать несколько слов о стихах сугубо лирического плана. В стихотворе нии «Ушла. Совсем» тяжесть разлуки с лю бимой усугубляет зловещая картина за окном: В стекло стучался тополь черный, торчали ветки, словно корни. И различив сквозь их сплетенье вечерней улицы свеченье, я видел серый двор, который был похоронною конторой. Двор, оказавшийся вдруг похоронной кон торой, — смелое и довольно странное срав нение. Но поэту оно нравится, ибо в конце он повторяет его. Очень трудно объяснять, что такое хороший вкус, тому, у кого он от сутствует... О сложных взаимоотношениях поэта с родным языком уже говорилось. Приведем еще несколько примеров. Русская милая барменша не вспомнит тебе ни о чем. («Встреча»). Возможен один из двух вариантов: или «не вспомнит ни о чем», или «не напомнит тебе ни о чем». Поэт размышляет, где же может затерять ся современная Несмеяна: «В каком пере улке, в какой новостройке?» («Такие ту маны»), Допустима форма — «на ново стройке», но никак не «в новостройке». В одном из стихотворений Б. Лапузин (все на том же уровне грамотности) сфор мулировал свою заветную мечту: Написал бы . что-нибудь такое, как еще никто не напнсел. Можно поздравить поэта: в отдельных случаях это ему удалось. Только вот — на радость ли читателям, на благо ли поэзии? Ну, а что касается добрых его критиков — думается, приведенные цитаты достаточно убедительно говорят о том, что их компли менты были не слишком обоснованны... Л. МАКАРЕНКО Дмитрий Сергеев. Завещание каменного века. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд„ 1972. Помню, в детстве, был на нашей улице один парнишка, большой фантазер, люби тель, как говорится, «позаливать». Все свои истории он заканчивал одинаково. Когда слушатели совершенно уже были загипно тизированы приключениями, происходивши ми будто бы с рассказчиком, когда они с побледневшими лицами и расширенными зрачками ждали жуткой развязки, он нео жиданно говорил: «И тут я проснулся». «У-у-у!» — разочарованно гудели мы. К похожему приему прибег Дмитрий Сер геев в заглавной вещи своего нового сборни ка фантастики — повести «Завещание ка менного века». С той, однако, разницей — оговорюсь сразу,— что читателя разочаро вание не постигает. Герой повести Олесов попадает в горный обвал. Он теряет сознание и какое-то время, пока друзья-туристы не раскопают его, ис чезает под снежной лавиной. Вот этим ко ротким, по-земному, мигом и пользуются: представители некой высокоразвитой ино планетной цивилизации. Они переносят' Олесова в гигантскую лабораторию, внутрь искусственного времени-пространства, кото рое сами называют гиперфантомом. Оказы вается, инопланетяне давно используют мо дель гиперфантома для исследования буду щего других цивилизаций. Герой, разумеется, об этом не подозрева ет. Читатель тоже, поскольку повествование: ведется от имени Олесова. А для него само го инопланетянами создана другая версия: он-де, по-видимому, замерз тогда в снеж ном обвале, был позднее заключен в специ альный контейнер, вместе с соответствую щими документами, контейнер этот загадоч ным образом попал на некую планету Зем- тер, где и был обнаружен через тридцать тысячелетий после катастрофы в горах. Олесова оживили. Дальше начинаются удивительные прик лючения Олесова и его новых друзей: сна чала на странной этой планете Земтер, по том на астероиде Карст, который когда-то давным-давно был покинут людьми, но где оставшиеся думающие машины сумели вновь создать первочеловека и в конце кои-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2