Сибирские огни, 1973, №4
ной схемы. Но почему же не оставляет нас ощущение какого-то открытия, подлинно сти? Очевидно, суть в том, что налет беспо лезных и модных попыток «вернуться в страну детства», «остановить мгновение», всю ту излишнюю чувствительность и ка мерность, о которых говорилось ранее, в ко нечном счете побеждает открывающаяся не сразу, сложная и незаурядная личность героя, серьезность драмы, переживаемой им. Есть в произведении сцена, возникшая все на том же настрое воспоминаний детства: маленький Витя ждет весеннего ледохода во время ночной грозы. Сама сцена не нова, хотя и написана ма стерски. Но поразительна вера мальчика в то, что это необыкновенное событие осво бождение реки ото льд а—должно начаться в день его рождения. В. этом видятся задат ки будущего художника, необычайно впе чатлительного, с внутренним миром, в кото ром есть место фантазиям и который неот делим от таинств природы. Если отбросить «стыковку» Виктора с ли тературными ровесниками, порой впадаю щими в экзальтированный тон, то нельзя не заметить свойственных его натуре с детст ва впечатлительности, тонкости чувств, ра нимости. Виктор не терпит фальши, рисовки, бес тактности чувств. Вот он наблюдает нескры тое, бросающееся в глаза счастье семьи слу чайных попутчиков на теплоходе. Оно вызы вает у Виктора, человека пишущего, ответ ные чувства и размышления, в том числе легкую зависть и благодарность к этим не знакомым людям. Но счастье оказывается сиюминутным и непрочным. И характерно, что, когда Виктор утверждается в этом, го речь вызывает не столько развенчанная ил люзия, сколько манера выставлять напоказ и семейные согласия, и ссоры. В одном ряду с этими эпизодами стоит в повести и сочная картина свадьбы на при стани, где пассажиры теплохода откровенно потешаются над залихватской невестой, и грубые передержки примитивного рецензен та, пользующегося годными на все случаи «резиновыми фразами». И когда мы свыклись с требовательно стью и избирательностью Виктора, нам ста новится понятнее его реакция на перемены, происшедшие в родной деревне. Еще студентом Виктор впервые прикос нулся к этим переменам, вызванным, кстати сказать, не чьей-нибудь злой волей, а объ ективной необходимостью: деревня оказа лась на месте будущего водохранилища ГЭС. «Виктор подошел к избищу и долго стоял над ним, как над могилой, с горест ным недоумением глядя на рассыпанную зо лу, на куски окаменевшей глины от русской печки, на две маленькие металлические пу говицы, которые, быть может, он сам же когда-то закатил под пол, и вдыхая теплый и кисловатый, еще неиспарившийся запах человеческого жилья». И чувство утраты, которое охватило Вик- 12 Сибирские огни № 4 тора, когда он пережил тяжелый день пе реселения деревни, вновь вспыхивает во время его последней поездки, встречи с де ревней на новом месте. Автор «выковывает» это чувство у своего героя исподволь и тон ко. Здесь и потрясшая Виктора картина — теплоход, идущий сквозь затопленные де ревни, и гортанный, странный для этих мест, крик чаек, как бы победно утверждаю щий, что в этих краях раскинулось настоя щее море. И, наконец, при свидании с близ кими, раздраженность тетки Галины, еще недавно прославленной на весь район кол хозницы, а теперь вынужденной работать техничкой в школе, и укоряющие слова ба бушки: «А мертвых утопленниками сделали — это как?». Итак, мы видим, что объективная суть нового произведения В. Распутина не уме щается в рамки путешествия. Духовный мир героя обогащается и его отношением к реке. Река соединяла дерев ню с большим миром, и она же была для Виктора преддверием праздника, когда он студентом приезжал домой на каникульп И сейчас тысячи нитей соединяют его с род ной рекой. И недаром одна из немногих сцен, в которой Виктор, хотя и ненадолго,’ находится именно в том состоянии, какое он мечтал обрести в деревне, происходит на реке. Здесь Виктор подружился теперь с де- вевенским мальчуганом, цыпки на руках ко торого красноречиво говорят о той же при вязанности. Эта сцена как бы утверждает непреходящую любовь к родным местам у все новых поколений. У этого произведения В. Распутина вряд ли будет такой широкий резонанс, как у предыдущих повестей. Но еще одна встре ча с писателем состоялась, и встреча неожи данная. И герой, и жанр, и даже манера письма —все ново для известного прозаика. А это уже интересно. Б. ЮДАЛЕВИЧ Борис Лапузин. На взлете дня. Книга стихотворений. Владивосток, Дальневост. кн. изд., 1973. У поэта вышел третий сборник стихов. Третий сборник —не первый. Его уже не назовешь «заявкой». В первом сборнике можно «подавать надежды». В третьем, по жалуй, пора их оправдывать. Сборник вы шел в Дальневосточном книжном издатель стве. Имя автора —Борис Лапузин, назва ние сборника —«На взлете дня». Автор ре цензии, напечатанной в местной газете «Ти хоокеанский комсомолец», В. Дедешин рас сматривает это название как символическое: «Поэт... находится на взлете своего творче ства». Книжку похвалил и журнал «Даль ний Восток» (1972, № 8, рецензия Б. Копа- лыгина). Заслуженны ли эти похвалы? Одно из первых стихотворений сборника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2