Сибирские огни, 1973, №4
У книжной полки В. Распутин. Вниз по течению. «Наш современник», 1972, № 6. Герой нового произведения Валентина Распутина —молодой писатель. Он едет в отчие места, в деревню, где не был несколь ко лет. Едет, чтобы глотнуть родного возду ха, чтобы здесь, в дорогих сердцу краях, обрести нужный настрой для работы. Естественно, что путь героя домой и пре бывание его среди близких наполнено вос поминаниями детства и юности. 'Но недолго живет Виктор под материнским кровом. Нет прежней деревни. Все изменилось. Даже лю д и—другие, незнакомые. И, не обретя же лаемой почвы, не сумев связать эту изме нившуюся деревню с той прежней, дорогой ему, герой внезапно уезжает. Уезжает, од нако, с надеждой — осмыслив и пережив впечатления, вновь возвратиться сюда. «Уезжать мне всю жизнь в деревню, уез жать и возвращаться, уезжать и возвра щаться! И уже никто не переменит во мне этого желания, никто не остановит!» Это восклицал лихоносовский герой довольно давно, как бы предвосхищая поток сенти ментальных путешествий в современной прозе. Неужели, действительно, «никто не остановит» молодых прозаиков, не переме нит в них «этого желания»? Вот и Распутин к ним присоединился. Но не будем спешить с обобщениями. «Деньги для Марии» — повесть, которая открыла дарование молодого иркутского прозаика. В основе ее —простая житейская история о том, как честный человек попал в беду и люди пришли ему на помощь. Но сколько за этим стоит драматического, не ожиданного! Как переплавилась эта исто рия под «грузом» размышлений и наблюде ний, богатством характеров, превосходным знанием деревни, души сельского человека! А «Последний срок»? Опять (воспользуем ся определением Сергея Викулова) «обыч ная история: в глухой лесной деревушке умирает восьмидесятилетняя старуха». Но проникновение в образ здесь хочется срав нить с блистательным перевоплощением большого драматического актера. Молодой прозаик рассказал о жизни и смерти своей героини так, как это могла сделать лишь сама Анна. Стремление находить в знако мых и, казалось, исчерпанных ситуациях глубинную суть, натолкнуло писателя па очень острый конфликт — взаимоотношения Анны с детьми. И, несмотря на то, что ав тор не скрыл от читателя суровую, подчас неприглядную правду, повесть не получи лась ни мрачной, ни безысходной. Читатели, критики и, что не часто бывает, многие крупные мастера слова восхитились свое обычностью прозаика, зрелостью филосо фии, тонкостью реалистического психоло гизма. Но пора вернуться к новому произведе нию Валентина Распутина. Сможет ли и на этот раз автор найти новые повороты на. проторенных дорогах? Плывя с героем вниз по течению могучей сибирской реки, не можешь не подосадовать на излишнюю чувствительность, камерность поступков, переживаний. Все это подчас усугубляется знакомым исповедальным вос приятием. «Как же так? —упрекая и сокру шаясь, рассуждал он.—Почему мы, во вред себе, не хотим замечать то, что нам необхо димо знать и видеть в первую очередь? По чему так много времени мы проводим в хло потах лишь о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза и останавливаемся в удив лении и тревоге: отчего я раньше не пони мал, что это мое и что без этого нельзя жить? И почему забываем, что именно в та кие минуты рождается и полнится красо той и добротой человеческая душа?» Порой обкатанная дорога путешествий приводит к давно утерявшим эмоциональ ную силу, мертвым в своей банальности и выспренности интонациям: «Воспоминания, связанные с рекой, жили в нем отдельно от других, и жили теплой душевной печалью, возле которой он часто грелся и отдыхал перед тем, как двинуться дальше». Такие интонации не случайны. Они отра жают заметную рыхлость композиционной структуры произведения, нединамичность и необязательность некоторых эпизодов. Здесь, пожалуй, стоит остановиться на том, что напечатанное в журнале произведение не имеет жанрового обозначения. Повесть? Хроника? Главы большого романа?.. В ин тервью «Литературной России» В. Распутин назвал «Вниз по течению» очерками одной поездки. В какой-то мере такое жанровое обозначение проясняет авторский замысел. Итак, сентиментальное путешествие. Как будто автор не вырвался из тисков баналь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2