Сибирские огни, 1973, №4

мой жены Клани, убитой предательской ру­ кой бывшего полицая Завалюка. Но он выстоит, сохранив живые чувства. И не только выстоит, но обретет себя в ги­ гантской «буче» невиданных в этих глухих местах преобразований, ворвавшихся сюда вместе со строительством Братской ГЭС. В конце романа мы услышим твердый, уверенный голос Петра Зубова: «Любуюсь и не могу налюбоваться... Смотри, как вода потеснила тайгу, убегают далекие горы: Братское море заставило переделать карту Сибири, приняла она новое очертание. Есть ли для советских людей невозможное? Сощурив свои умные, полные удивления глаза, сам и ответил: — Невозможного нет...» В романах Кунгуров поднимает новые для него пласты жизненного материала, ко­ торые лишь частично затронуты в ранее соз­ данных им фронтовых очерках, тыловых рассказах, повести «Свет не погас». Углубляется психологическое мастерство, совершенствуется поэтический язык. Разумеется, не нужно преуменьшать труд­ ностей, встававших на пути художника, ко­ торый воплощал бесконечно сложную совре­ менную тему в чрезвычайно трудном жанре романа. Он сам с горечью отметил: «Мы робко от­ крываем тайники Сибири широкому совет­ скому читателю, не показываем крупным планом нового человека —преобразователя Сибири, особенно сейчас, когда на Ангаре строится каскад грандиозных гидроэлектро­ станций. Это огорчает и мучает...». Тревоги и заботы писателя-гражданина вызывали к жизни все новые и новые его произведения, которые активно помогали стиранию белых пятен на литературной кар­ те Сибири. Сказав веское слово о герое-современни- ке, Кунгуров многое сделал в освещении сибирской исторической темы. Двигаясь от истории к современности, он раскрыл исто­ ки героического русского сибирского харак­ тера. Еще до войны была создана широко из­ вестная повесть «Путешествие в Китай». В ней автор рассказал об отважных делах на­ ших предков, русских землепроходцев, от­ крывателях новых земель на востоке. Вме­ сте ■ с этим он описал путешествие русского посольства во главе с Николаем Спафарием в Китай в 1675 году. В авторском послесло­ вии к книге сказано: «В повести две линии, тесно переплетающиеся между собой,—по­ ход к рубежам Серединного царства, в Дау- рию, русских смельчаков-землепроходцев, ■закрепивший восточные границы России на Амуре, и посольство Николая Спафария в Китай. И представители русского оружия, и представители русской дипломатии в оди­ наковой мере осуществляли путешествие в неведомое Серединное царство, являлись подлинными первооткрывателями». Со страниц произведения встает образ «гордого человека Руси». Словами Спафа­ рия о величии Руси и русского человека за­ канчивается повесть. Широко захватывается Кунгуровым и на­ циональная тема. Гордый человек Руси по­ казан во взаимоотношениях с коренными жителями Сибири. Проблема эта волновала Кунгурова и ра­ нее. Она воплощена в таких произведениях, как «Топка», «Артамошка Лузин» и др. От­ личное знание местного материала, увлека­ тельное описание жизни и быта сибирских народностей, эмоционально броские герои­ ческие характеры —все это, вызывая боль­ шой интерес у читателя, воспитывает его в интернациональном духе. Тема дружбы народов разрабатывается Кунгуровым и в сборнике рассказов «Золо­ тая степь», переведенном на многие ино­ странные языки. Это книга о борьбе мон­ гольского трудового народа за свободу и не­ зависимость. Борьба заканчивается победо­ носной революцией. Мрачное прошлое без­ возвратно уходит. Теперь рассказ ведется уже о новой жизни, о нравственном выпрям­ лении человека, о второй молодости тех, кто был когда-то угнетен и бесправен. Предшествующий литературный опыт ав­ тора помог ему найти удачный художест­ венный синтез исторического и современно­ го материала. Все рассказы объединены не только темой и общей идейной направлен­ ностью, но и стилем, запечатлевшим нацио­ нальные черты характера и языка народа Монголии. Пройдут долгие годы. Будут созданы но­ вые повести и романы. А любимая и доро­ гая сердцу писателя интернациональная те­ ма не забудется. И вот с большой художественной убеди­ тельностью эта тема вновь зазвучит ,в по­ вести «Оранжевое солнце», изданной в про­ шлом году. Она посвящена людям новой Монголии, их одухотворенному и целеуст­ ремленному труду. Семидесятые годы на новом уровне пов­ торили то, что открывало творческий Путь писателя. Почти сорок лет жизни отдал Гавриил Филиппович Кунгуров дорогому делу. Сорок лет поисков и свершений... Во славу сибир­ ского характера, во славу сибирской литера­ туры, которая любит и чтит своего вете­ рана. В. о д и н о к о в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2