Сибирские огни, 1973, №4
мой жены Клани, убитой предательской ру кой бывшего полицая Завалюка. Но он выстоит, сохранив живые чувства. И не только выстоит, но обретет себя в ги гантской «буче» невиданных в этих глухих местах преобразований, ворвавшихся сюда вместе со строительством Братской ГЭС. В конце романа мы услышим твердый, уверенный голос Петра Зубова: «Любуюсь и не могу налюбоваться... Смотри, как вода потеснила тайгу, убегают далекие горы: Братское море заставило переделать карту Сибири, приняла она новое очертание. Есть ли для советских людей невозможное? Сощурив свои умные, полные удивления глаза, сам и ответил: — Невозможного нет...» В романах Кунгуров поднимает новые для него пласты жизненного материала, ко торые лишь частично затронуты в ранее соз данных им фронтовых очерках, тыловых рассказах, повести «Свет не погас». Углубляется психологическое мастерство, совершенствуется поэтический язык. Разумеется, не нужно преуменьшать труд ностей, встававших на пути художника, ко торый воплощал бесконечно сложную совре менную тему в чрезвычайно трудном жанре романа. Он сам с горечью отметил: «Мы робко от крываем тайники Сибири широкому совет скому читателю, не показываем крупным планом нового человека —преобразователя Сибири, особенно сейчас, когда на Ангаре строится каскад грандиозных гидроэлектро станций. Это огорчает и мучает...». Тревоги и заботы писателя-гражданина вызывали к жизни все новые и новые его произведения, которые активно помогали стиранию белых пятен на литературной кар те Сибири. Сказав веское слово о герое-современни- ке, Кунгуров многое сделал в освещении сибирской исторической темы. Двигаясь от истории к современности, он раскрыл исто ки героического русского сибирского харак тера. Еще до войны была создана широко из вестная повесть «Путешествие в Китай». В ней автор рассказал об отважных делах на ших предков, русских землепроходцев, от крывателях новых земель на востоке. Вме сте ■ с этим он описал путешествие русского посольства во главе с Николаем Спафарием в Китай в 1675 году. В авторском послесло вии к книге сказано: «В повести две линии, тесно переплетающиеся между собой,—по ход к рубежам Серединного царства, в Дау- рию, русских смельчаков-землепроходцев, ■закрепивший восточные границы России на Амуре, и посольство Николая Спафария в Китай. И представители русского оружия, и представители русской дипломатии в оди наковой мере осуществляли путешествие в неведомое Серединное царство, являлись подлинными первооткрывателями». Со страниц произведения встает образ «гордого человека Руси». Словами Спафа рия о величии Руси и русского человека за канчивается повесть. Широко захватывается Кунгуровым и на циональная тема. Гордый человек Руси по казан во взаимоотношениях с коренными жителями Сибири. Проблема эта волновала Кунгурова и ра нее. Она воплощена в таких произведениях, как «Топка», «Артамошка Лузин» и др. От личное знание местного материала, увлека тельное описание жизни и быта сибирских народностей, эмоционально броские герои ческие характеры —все это, вызывая боль шой интерес у читателя, воспитывает его в интернациональном духе. Тема дружбы народов разрабатывается Кунгуровым и в сборнике рассказов «Золо тая степь», переведенном на многие ино странные языки. Это книга о борьбе мон гольского трудового народа за свободу и не зависимость. Борьба заканчивается победо носной революцией. Мрачное прошлое без возвратно уходит. Теперь рассказ ведется уже о новой жизни, о нравственном выпрям лении человека, о второй молодости тех, кто был когда-то угнетен и бесправен. Предшествующий литературный опыт ав тора помог ему найти удачный художест венный синтез исторического и современно го материала. Все рассказы объединены не только темой и общей идейной направлен ностью, но и стилем, запечатлевшим нацио нальные черты характера и языка народа Монголии. Пройдут долгие годы. Будут созданы но вые повести и романы. А любимая и доро гая сердцу писателя интернациональная те ма не забудется. И вот с большой художественной убеди тельностью эта тема вновь зазвучит ,в по вести «Оранжевое солнце», изданной в про шлом году. Она посвящена людям новой Монголии, их одухотворенному и целеуст ремленному труду. Семидесятые годы на новом уровне пов торили то, что открывало творческий Путь писателя. Почти сорок лет жизни отдал Гавриил Филиппович Кунгуров дорогому делу. Сорок лет поисков и свершений... Во славу сибир ского характера, во славу сибирской литера туры, которая любит и чтит своего вете рана. В. о д и н о к о в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2