Сибирские огни, 1973, №4
циально-бытовых деталей. II нестерпимая каракумская жара, и чокпарские сорока градусные морозы, и прнбалхашские сыпу чие пески, и необходимость жить в наско ро сколоченных бараках — обо всем ска жет писатель, воссоздавая панораму стро ительства, но глав_ное внимание при этом обратит на то, что Турксиб стала первой е истории человечества дорогой, про кото рую нельзя сказать, что она построена на костях и крови. Вообще очерк М. Ни китина историчен и в этом смысле очень характерен для литературы 30-х годов с ее ярко выраженным стремлением подать се годняшнее на фоне социальной ретроспек тивы и одновременно осмыслить его как необходимый момент грандиозных сверше ний будущего. Эта особенность очерка М. Никитина нашла свое выражение и в его композиционной структуре: в развер нутости исторических экскурсов, щедром включении элементов социального прогно зирования. Глубоко симптоматично, что верность любимым темам социалистического созида ния и преобразующей мощи советского че ловека писатель сохранил на всю жизнь. Многие из его произведений, появившихся в 20—30-е годы, не ушли из поля творче ского внимания писателя и позднее, они дописывались им параллельно движению самой жизни, и темы их не старели, а лишь повертывались к действительности новыми гранями. В очерковую книгу «Белый свет», посвященную вчерашнему, сегодняшнему и завтрашнему дню Кузбасса, вошли произ ведения, в творческой истории которых на шла зеркальное отражение подлинная ис тория этого края. М. Никитина можно на звать летописцем Кузбасса. Для него Куз- бас, несметные богатства которого, закол дованные условиями мертвящего режима царизма, открылись народу только после Октября,—это символ огромных возможно стей социализма и мера созидательной во ли советского человека. Глубокой любовью М. Никитина к Си бири, ее величественной природе, ее людям с их самобытными характерами и неповто римыми судьбами, к ее истории и совре менности продиктована его «Енисейская книга» (1944), состоящая из повести, дав шей название всей книге, и рассказов «Дом с деревянной башней» и «История похода». «Лирическая, как песня»,— по выражению С. Е. Кожевникова,—«Енисейская книга» отмечена широким размахом художествен ной мысли писателя, стремлением увидеть историю через современность, а в настоя щем Сибири разглядеть следы ее про шлого, «Своеобразно по жанру, очень интерес но по замыслу и поэтично»,—сказал о книге А. Фадеев. И хотя очерк стал одним из ведущих жанров М. Никитина, и очерковая стихия является господствующей и в книге «Бе лый свет»,—в творческий диапазон его ор ганично вошли и рассказы, и повести. Ши роту, разносторонность . его творческих устремлений наглядно подтверждает появ ление в 1957 году биографической повести «Здесь жил Достоевский». В ней писатель обратился к изображению того кратковре менного периода жизни Достоевского, ко торый связан с пребыванием его зимой 1854-55 года в Семипалатинске, куда он был доставлен по окончании четырехлетне го срока каторги. Повесть по справедливо сти получила высокую оценку современной критики, отметившей и большую, взволно ванную любовь писателя к своему герою, и тонкий психологизм, способность к худо жественному проникновению за пределы внешнего документально-биографического слоя в сокровенные глубины характера, и «подлинное ощущение личности Достоев ского с его живой, отзывчивой душой, с его огромной, часто болезненной впечатли тельностью, с его всегда напряженной, как струна, готовая лопнуть, внутренней жизнью»1. Творчество Михаила Александровича Никитина —эго интересная страница со ветской литературы,—для сибиряков инте ресная тем более, что написана почти це ликом на материале сибирской действи тельности, представленной писателем в об лике своих «вчера, сегодня и завтра». Л. ЯКИМОВА. 1 С. Макашин. Встреча с Достоевским. Новый мир*-, 1957, № 1, стр. 276.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2