Сибирские огни, 1973, №4

циально-бытовых деталей. II нестерпимая каракумская жара, и чокпарские сорока­ градусные морозы, и прнбалхашские сыпу­ чие пески, и необходимость жить в наско­ ро сколоченных бараках — обо всем ска­ жет писатель, воссоздавая панораму стро­ ительства, но глав_ное внимание при этом обратит на то, что Турксиб стала первой е истории человечества дорогой, про кото­ рую нельзя сказать, что она построена на костях и крови. Вообще очерк М. Ни­ китина историчен и в этом смысле очень характерен для литературы 30-х годов с ее ярко выраженным стремлением подать се­ годняшнее на фоне социальной ретроспек­ тивы и одновременно осмыслить его как необходимый момент грандиозных сверше­ ний будущего. Эта особенность очерка М. Никитина нашла свое выражение и в его композиционной структуре: в развер­ нутости исторических экскурсов, щедром включении элементов социального прогно­ зирования. Глубоко симптоматично, что верность любимым темам социалистического созида­ ния и преобразующей мощи советского че­ ловека писатель сохранил на всю жизнь. Многие из его произведений, появившихся в 20—30-е годы, не ушли из поля творче­ ского внимания писателя и позднее, они дописывались им параллельно движению самой жизни, и темы их не старели, а лишь повертывались к действительности новыми гранями. В очерковую книгу «Белый свет», посвященную вчерашнему, сегодняшнему и завтрашнему дню Кузбасса, вошли произ­ ведения, в творческой истории которых на­ шла зеркальное отражение подлинная ис­ тория этого края. М. Никитина можно на­ звать летописцем Кузбасса. Для него Куз- бас, несметные богатства которого, закол­ дованные условиями мертвящего режима царизма, открылись народу только после Октября,—это символ огромных возможно­ стей социализма и мера созидательной во­ ли советского человека. Глубокой любовью М. Никитина к Си­ бири, ее величественной природе, ее людям с их самобытными характерами и неповто­ римыми судьбами, к ее истории и совре­ менности продиктована его «Енисейская книга» (1944), состоящая из повести, дав­ шей название всей книге, и рассказов «Дом с деревянной башней» и «История похода». «Лирическая, как песня»,— по выражению С. Е. Кожевникова,—«Енисейская книга» отмечена широким размахом художествен­ ной мысли писателя, стремлением увидеть историю через современность, а в настоя­ щем Сибири разглядеть следы ее про­ шлого, «Своеобразно по жанру, очень интерес­ но по замыслу и поэтично»,—сказал о книге А. Фадеев. И хотя очерк стал одним из ведущих жанров М. Никитина, и очерковая стихия является господствующей и в книге «Бе­ лый свет»,—в творческий диапазон его ор­ ганично вошли и рассказы, и повести. Ши­ роту, разносторонность . его творческих устремлений наглядно подтверждает появ­ ление в 1957 году биографической повести «Здесь жил Достоевский». В ней писатель обратился к изображению того кратковре­ менного периода жизни Достоевского, ко­ торый связан с пребыванием его зимой 1854-55 года в Семипалатинске, куда он был доставлен по окончании четырехлетне­ го срока каторги. Повесть по справедливо­ сти получила высокую оценку современной критики, отметившей и большую, взволно­ ванную любовь писателя к своему герою, и тонкий психологизм, способность к худо­ жественному проникновению за пределы внешнего документально-биографического слоя в сокровенные глубины характера, и «подлинное ощущение личности Достоев­ ского с его живой, отзывчивой душой, с его огромной, часто болезненной впечатли­ тельностью, с его всегда напряженной, как струна, готовая лопнуть, внутренней жизнью»1. Творчество Михаила Александровича Никитина —эго интересная страница со­ ветской литературы,—для сибиряков инте­ ресная тем более, что написана почти це­ ликом на материале сибирской действи­ тельности, представленной писателем в об­ лике своих «вчера, сегодня и завтра». Л. ЯКИМОВА. 1 С. Макашин. Встреча с Достоевским. Новый мир*-, 1957, № 1, стр. 276.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2