Сибирские огни, 1973, №4
Наш календарь Вчера,сегодня,завтра ( К 70-ЛЕТИЮ М. А. НИКИТИНА ) Именно в этих трех измерениях — вче рашнем, сегодняшнем и завтрашнем — во шла Сибирь в творчество Михаила Алек сандровича Никитина. Он приехал сюда с Волги, к только что разгоревшемуся кост ру «Сибирских огней», и сразу же, на дол гие годы, прикипел к Сибири душою. Так что, прочитав его первую книгу, А. М. Горький имел все основания спросить: «Послушайте, Вы сибиряк?» На страницах журнала «Сибирские ог ни» появляются один за другим рассказы М. Никитина «Золотой челнок», «Амери канская посылка» (1926), «Гибель Караго- да» (1927), «Партизанская женка» (1928), «Марина» (1930), многочисленные очерки. Пожалуй, в очерке полнее всего и рас крылся характер творческого дарования М. Никитина. Его редко можно было за стать в редакции. Жизнь в основном про ходила в разъездах по бескрайним, еще плохо освоенным просторам Сибирского Севера, по районам строящегося Турксиба, по новым совхозам и колхозам Приир тышья, новостройкам Кузбасса. И не слу чайно его первая очерковая книга назы валась «Путь на север» (1929). Очерки бы ли созданы по горячим следам поездки в Туруханский край в составе киноэкспеди ции, снимавшей фильм по сценарию же Михаила Никитина из тунгусской жизни. Позднее, обобщая путь развития сибирско го очерка, автор вспомнил и историю соз дания своей книги: «Я был ошеломлен ог ромным количеством всяческих впечатле ний: пейзажных, географических, этногра фических. Нужно было как-то организовать этот материал. Я решил построить книгу в виде лирического дневника, написанного молодым человеком, который... знает жизнь только по книжкам» (М. Никитин. Очерк в Сибири. «Сибирские огни», 1934, К? 3). Бурные темпы социалистических преоб разований еще не коснулись Туруханского края, хотя герою хочется увидеть Север и бурно преображающимся, и населенным людьми в духе романтических произведе ний Кэрвуда и Джека Лондона. Однако не так уж и мертва, не так уж и непод вижна северная жизнь, как может пока заться с первого взгляда. То, что рождено революцией, с неодолимым упорством про бивает себе дорогу и здесь. Интересно, что новые стороны действительности вхо дят в книгу М. Никитина через националь ную тему, через изображение жизни корен ного населения Енисейского Севера — остяков. В соответствии со своими книжно-отвле ченными воззрениями, герой и местных жи телей края первоначально готов воспринять лишь как «загадочных палеоазиатов», на зывающих себя «кето», что значит «чело век»: «желтолицые и скуластые, с конской гривой волрс и узкими глазами, человеки в своих зеленых кафтанах, отделанных по зументом, и в оленьих унтах очень энер гично напомнили мне индейцев из иллюст рированного издания «Робинзон Крузо». При более внимательном взгляде на ок ружающее герой убеждается в том, что живая действительность и щедрее, и бога че, и интереснее всякого романтического воображения, что подлинная экзотика со стоит не в ожидаемой встрече с диким ос тяцким бытом, а в вытеснении его новыми формами жизни, рожденными Октябрем. Так и чувствуется за этим «подставным» юношей непосредственно авторское виде ние мира: особая цепкость взгляда, чувст во нового, что пробивается покуда лишь ростками, масштабность выводов. Одним из первых увидел писатель ро мантику социалистических будней, героику повседневного труда, величие обыкновен ного советского человека. Деятельность бывшего партизана Филиппа Бабкина по советизации Севера показалась ему и бо лее романтической, и более героической, чем жизнь кэрвудского капитана Плюма. «В Туруханском крае его знает каждый туземец. Чумы поют о нем песни. Почему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2