Сибирские огни, 1973, №4
вых способов их воплощения. В каждой ра боте любого новосибирского театра, будь то крупнейший сибирский драматический те атр «Красный факел», или небольшой Об ластной театр драмы, или театр для де тей и юношества, мы видим попытку, бо лее или менее удачную, следовать передо вой традиции, прокладывать новые пути к Островскому. Взять хотя бы Областной театр драмы. Своей постановкой «Василисы Мелентье- вой» С. Иоаниди разрушил привычное представление об этой драме как о «траге дии двух». Вместе с Иваном Грозным (В. Лелей) и Василисой Мелентьевой (В. Николаева) деятельным участником событий предстала й страдающая царица Анна. Режиссер и актриса Е. Веселовская переосмыслили традиционное решение это го образа только лишь как жертвы са мовластия и деспотизма и показали Анну в действии — в борьбе за жизнь, за чело веческое достоинство. В том же Областном театре режиссером И. Хасиным в добротной реалистической манере поставлена комедия «Доходное ме сто». Не стремясь к внешней характерно сти, «изнутри» изобличал своего Аристарха Владимировича Вышневского Н. Фомин. Не было в этом значительном чиновном ли це ни признаков одряхления, ни традицион ной подагры, не хватался он за печень. Пе ред Жадовым и жадовыми стоял сильный и спокойный враг, философ взяточничества, купли-продажи всех человеческих чувств и достоинств. Тем разительнее была победа Жадова, тем неожиданнее и страшнее был хрип этого раздавленного человечка с иска зившимся лицом: «Я тебя задушу своими руками!» —шипел в бессилии Вышневский. Суда общественного, всеобщего презрения он убоялся. Почему? Потому что рушилась вся стройная жизненная философия, кото рой привык Вышневский отгораживаться от жизни. Даже разорение, даже уголовный суд менее страшны: все-такн в глазах обще ства он оставался бы страстотерпцем, стра дальцем за «идею». Нарочитое стушевыва- ние внешнего характерного рисунка роли помогло И. Фомину ярче выявить конфликт идей. Более традиционным предстало в спек такле решение образа Юсова (Н. Крючкин). Здесь мы увидели уже знакомое двуликое существо, привычную семенящую походку и согнутый стан, в присутствии вышестоя щих, и распрямленную спину, выпяченный живот —при разговорах с подчиненными. Что ж? Традиция —вещь тоже неплохая. Выделялась своей трактовкой и исполне нием роль Полиньки (Л. Федорищева). Пе ред нами не просто «белый лист», где каж дый может выводить свои узоры воспита ния. Нет ощущения и «продукта» маменьки ного воздействия. Актриса создает вполне определенный, самостоятельный характер девушки со светлыми устремлениями, с чи стыми порывами, но блуждающей в поис ках истины. Зрители становятся свидетеля ми того, как все возрастающее чувство ее к Жадову помогает Полине найти свою «точку», сделать правильный жизненный выбор. Спектакль И. Хасина заканчивался в просветленных жизнеутверждающих то нах. В заключение нашего разговора о сцени ческих судьбах драматургии Островского приведу еще один пример смелого, необыч ного решения, которое осуществил В. Кузь мин на сцене Театра юных зрителей. Опре делив жанр «Горячего сердца» как «траги ческий балаган», режиссер провел своих ге роев через горнила испытаний к развязке вовсе не1счастливой, как можно было бы подумать при чтении комедии. В этом спек такле Параша любила и будет любить толь ко Васю. А ее замужество —очередная сделка с совестью, которых так много в ко медиях Островского. Вспомним самое начало спектакля. Зазву чала разудалая балалайка и закружилась- сцена с домами, домишками и казенными заведениями города Калинова. В причудли вых позах проплывают ц^ред нами обита тели, а персонаж «от автора» провозгла шает: «На сцене нашего театра будет пред ставлена...». Балаган •—да и только! Даже и зазывала есть. А сколько потом будет на сцене веселого издевательства над Градобо евым, Курослеп’овым, над глупостью, свое корыстием, отупелостью их никчемной жиз ни. Сколько будет смешных трюков, остро умных находок! Но что-то все более зноб ко становилось от этого веселья. Удивительная фигура Хлынова в исполне нии А. Мовчана все более и более начинает интриговать вас. Вроде бы и не очень пьян человек, даже скорее трезв. Вроде бы лю бопытства к жизни не потерял — все ищет развлечений. Но скоро вы почувствуете, что все его «развлечения» —злые, что строятся они на унижении окружающих. Вот теперь становится понятной опустошенная, изло манная, ожесточившаяся душа ?того очень богатого и «наслаждающегося жизнью» под рядчика. Видать, много и долго ломали, мя ли и били его, прежде чем стал Хлынов «хо зяином положения». За все, за все пережи тое отыгрывается теперь на ^лижних своих этот внешне даже обаятельный человек. Вот откуда его ожесточение. Вместе с Курослеповым (Е. Лемешенок), Градобоевым (В. Орлов) Хлынов-Мовчан представлял такую силу духовного растле ния, перед которой бежали прочь совесть, честь, достоинство. Искалеченным от сопри косновения с ними людям — несть числа. Один из них — сын недавно разорившегося купца Вася Шустрый. Слабый душой, он быстро сдался, и вот уже на потеху пьяной компании, спасаясь от солдатчины, пляшет с бубном (артист А. Дорожко). Выброшен ные костомололыюй машиной самодуров и толстосумов, остаются перед зрителями на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2