Сибирские огни, 1973, №4
трактовка восходила еще к М. П. Садовско му, игравшему в паре с М. Н. Ермоловой- Негиной. В «Красном факеле» Мелузов предстал высоким, красивым и статным мо лодым человеком с сильным, сочным бари тоном. Он — весь — излучал духовное здо ровье, и любовь его к Негиной приобретала не столько изысканно-духовный, сколько страстный, плотский характер. Уход к Вели- катову представал жестокой изменой люб ви земной, чистой, полнокровной. Большое, красивое чувство предавала Негина для то го, чтобы остаться верной призванию. Кон фликт возникал зримый, жестокий. Негодо вание и боль за жизнь, загубленную, слом ленную обществом «бессердечного чистога на», вызывал спектакль краснофакельцев. Когда Н. Михайлов приступил к постанов ке «Без вины виноватые», пьесы, за которой издавна утвердилась слава выигрышной, благодаря мелодраматическому сюжету, но вовсе не лучшей в наследии великого дра матурга,—слышалось немало скептических голосов. Приводились примеры неудачных постановок в других театрах, сомневались в нужности пьесы сегодняшнему зрителю. Перед постановщиком встала задача очи стить спектакль от многочисленных штам пов мелодраматического свойства. Необхо димо было прежде всего выявить, прочер тить красной линией нужную, созвучную со временности идею. Вряд ли кого могли всерьез взволновать страдания «напрасно обруганного и оскорбленного» подкидыша, «оставленного под забором». Но тема борь бы за человеческое достоинство и честь, присутствующая в пьесе, близка нам и сего дня. Она проходит через все судьбы всех действующих лиц, объединяет их действия, мечты, помыслы. И в первую очередь эта тема звучит в образе Отрадиной-Кручини- цой. В центре' краснофакельского спектакля оказалось столкновение доброй, доверчи вой Любы Отрадиной с ловким, бесприн ципным дельцом Григорием Муровым. Це ной преступления перед совестью и человеч ностью Муров достиг богатства и почета. Но жизнь его прошла безотрадно, была «не прерывной пыткой». Через горе, слезы, сво им трудом и талантом добилась Отрадина признания и славы,—и мы не можем не вос хищаться мужеством этой незаурядной жен щины, сумевшей в условиях царской России сохранить все лучшее, человечное и выйти победительницей в суровой схватке с жизнью. Стремясь к спектаклю —широкой карти не нравов и обобщений — режиссер вместе с художником и композитором ввели ряд необычных в те годы выразительных средств. Нужно было выйти за пределы комнат и гримуборных,—и в спектакле по явились пейзажи захудалого городишка, где прошла юность Любы Отрадиной. Введен опоясывающий сцену станок, который попе ременно служил то тропинкой, то гостинич ным коридором, то внутритеатральным про ходом. Это помогло преодолеть замкнутость действия в четырех стенах, создало допол нительные возможности мизансценирования. Весь спектакль от начала до конца прони зывала музыка. Она . звучала прологом и эпилогом, предваряла каждое действие, вихрем звуков врывалась в минуты глубо кого душевного потрясения героев. Перед постановщиком стоял вопрос и та кого характера: как читать большие моноло ги Островского? Ведь зачастую они выгля дят вставными эпизодами, воспринимают ся современным зрителем как сценическая неправда. Н. Михайлов нашел, своеобразный прием «уединения» героев в момент произ несения монолога. Вот Незнамов услышал от Миловзорова сплетню о том, будто Кру- чинина бросает в разных городах своих не законных детей. В раздумье опускает он го лову. Тотчас мягко гаснет свет, и только Незнамов остается в луче прожектора... Хлынет музыка, поднимет Григорий голову и выскажет свои невеселые думы. Смолкнут его слова, и смолкает музыка, вводится пол ный свет. Действие продолжается, как будто его и не прерывали интимные раздумья Нез- намова... Конечно, сегодня подобными постановоч ными приемами никого не удивишь —и не такое видали! Но не забудем, что лет пят надцать назад, когда создавался этот спек такль, подобного рода «вольности» по отно шению к «бытовику» Островскому казались чрезвычайно смелыми новациями. Но главное, чего удалось достичь в пьесе «Без вины виноватые» режиссеру и исполни тельнице центральной роли Е. Агароновой, так это четкого действенного раскрытия главной мысли спектакля: через все поступ ки Кручининой, даже если она ничего не говорит, а только смотрит хорошим, доб рым, сочувственным взглядом, через весь ее облик благородной сдержанной женщины проходит тема сочувствия униженным, ос корбленным. Борьба за человеческое в чело веке—этой благородной идее служил крас- нофакельский спектакль... 150-летие со дня рождения А. Н. Остров ского —не только праздник русской куль туры. Это еще и смотр того, что сделано по сценическому воплощению наследия гениаль ного драматурга. Оглядываясь на прошлое, вдумываясь в сегодняшний день нашей теа тральной «островианы», мы видим— какие пути плодотворны, где накопились штампы, что из драматургии Островского использует ся как боевое оружие, что устарело, а что несправедливо забыто. Театры Сибири, как мы убедились на при мере Новосибирска, широко и достаточно ак тивно работают над освоением все новых драматургических пластов в том смысле, что ищут не новых, редко появляющихся на афишах названий пьес, а новых идей и но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2