Сибирские огни, 1973, №4
ее человеческим достоинством. Потому такой неизбывной болью наполнены ее сло ва: «За что же они еще смеются-то надо мной, на свадьбу-то приглашают?» Силы покидают ее. Наше сочувствие к Тугиной не поколеблено — перед нами оскорблен ный человек, женщина, чье достоинство по ругано. Рецензент спектакля В. Лаврентьев пи сал: «Проникновенное понимание душевной борьбы Юлии позволило актрисе в наибо лее ответственные моменты, в .сцене «оболь щения» Прибыткова, в эпизоде, когда Тугина в минуты отчаяния вспоминает о том, что вместе с любовью теряет и день ги, с большой силой и убедительностью пе редать правду чувств. А здесь очень легко можно было утратить чувство меры. Агаро нова нашла искренний тон, правильную ма неру поведения, и то, что в этих сценах в другом случае могло показаться смешным или забавным, приобрело волнующий смысл»1. Как видим, сохранение в неприкосновен ности текста Островского и верные актер ско-режиссерские акценты не только не по мешали нашему пониманию сущности про исшедшей трагедии, но сделали ее очень конкретной и от того еще более сильной. «Исполнение Юлии Тугиной воспринимает ся как подлинная трагедия русской жен щины, — читаем в том же, достаточно ав торитетном отзыве. — В обществе, где ца рят ложь и обман, расчет и выгода, где любовь — объект деловых сделок, а брак неприкрытая купля-продажа, — нельзя сле довать велениям своего горячего сердца, нельзя чисто и искренне любить...» В итоге спектакля зрители воспринимали благопо лучный конец комедии — брак Тугиной с Прибытковым — как жестокую сделку, где сильный и расчетливый покупщик приобре тал себе жертву. Последняя сцена встречи Юлии Павловны с Дульчиным никак не походила на торжество победительницы над посрамленным любовником. Торжество обо рачивалось похоронами. Верному восприятию спектакля в огром ной мере способствовало точное прочтение роли Флора Федулыча Н. Вентом. Прибыт ков — человек незаурядных способностей. Он далеко шагнул вперед в своей «цивили зованности» по сравнению с купцами пер вых пьес Островского. Модный сюртук, сдержанные манеры, умение поддержать разговор о приезжих театральных знамени тостях, внешняя добропорядочность — все это маска, которая не может скрыть суще ства этого стяжателя. Когда Прибытков убеждается, что очередная добыча дается с трудом, что Юлия не та «удобная женщи на», с которыми он привык иметь дело, он меняет тактику и пускает в ход всю свою выдержку и видимость благородства. Все, что я говорю об исполнительских особенно' «Советская Сибирь». 11 апреля 1948 г. стях, подавалось артистом очень тонко, в общей, присущей ему, мягкой манере. Не очень внимательный глаз мог пропустить мимолетный штрих, акцент и принять види мость за существо. Но последняя сцена — значительность, успокоенность выигравшего сделку покупателя, когда под руку с Юли ей появлялся Прибытков у Дульчина,—ни кого не могла обмануть. С именем Н. Михайлова связаны два ин тересных спектакля «Красного факела», созданных на основе «печальных комедий» Островского. В истории постановок «Талантов и по клонников» был знаменательный момент, когда Негину сыграла великая Ермолова. Роль она не просто расширила, но по сути дела, создала принципиально иной, чем у драматурга, характер. В ее исполнении Не- гина стала духовной сестрой Катерины, а решение Негиной пойти на содержание к Великатову воспринималось как воплоще ние духовного бунта тех русских женщин, что шли на подвиги и на великие жертвы во имя высоких идеалов человечества. При всей заманчивости такого подхода к роли здесь таилась и серьезная опасность — воз величивания духовного компромисса. Кро ме ермоловской версии существовала и дру гая, которую изложил Н. Долгов. Одной из главных причин решения Негиной стать со держанкой он выдвинул «мотив смирения — не быть своей чистотой укором для дру гих»1. Вряд ли стоит доказывать всю несо стоятельность религиозно-мистического под хода к образу. Ермоловская Негина, во всяком случае, оснований для этого не да вала. Впервые к замыслу Островского вернул трактовку Негиной К- Станиславский, пред ложивший А. Тарасовой раскрыть тяжелую драму социального характера. Именно этим, единственно правильным путем, и шли в дальнейшем постановщики и исполнитель ницы при воплощениях комедии в последую щие годы. Режиссер Н. Михайлов и Е. Агаронова- Негина показывали, что решение молодой актрисы, во имя возможности остаться на сцене, отречься от любви к Мелузову — же стокая сделка с совестью; они не оправды вали ее поступок, хотя и жалели Негину за ее беспомощность в борьбе со стаей хищни ков, которая преследовала свою добычу и затравила наконец. При таком решении центрального образа вполне логичным было удивившее многих назначение на роль студента Мелузова — П. Бахтина. Такого Мелузова еще не знала сцена. Привыкли видеть чудаковатого недо тепу, со странной походкой носками во внутрь, некрасивого, «почти урода». Такая 1 Н. Долгов А Н. Островский. М.-Пг.. Госиздат, 1923, с. 217.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2