Сибирские огни, 1973, №4
шенно изменил облик точно задуманного спектакля. Но как бы то ни было — первый шаг был сделан, и по пути, проложенному Н. Хмелевым, пошли последователи. Постанов щику краснофакельской «Последней жерт вы» и в голову не приходило создавать «психологический этюд» на тему о несчаст ной любви молодой купеческой вдовушки к моту и прожигателю жизни. Нет, «соци альная тема пьесы — деньги это все, капи тал довлеет над жизнью человека, — запи сал режиссер программную мысль.-— Несложная история любви вдовы Тугиной к красавцу Дульчину, картежнику и кути ле, обманувшему ее чистое чувство, у Ост ровского звучит подлинной трагедией жен ской души, кончающейся нравственной смертью — умерли вера в жизнь, счастье, в человека». Точнее и яснее социальную значимость пьесы выразить трудно. Не возникает у режиссера сомнений и относительно нужности 3-го акта. Эта сце на видится ему в качестве ключевой. Здесь, на этом торге жизни, на пестром сборшце купцов и денежных воротил, игроков, раз носчиков сплетен, прислужников, демонст рирующих своими костюмами степень до статка своих хозяев, здесь создаются и ру шатся репутации, совершаются брачные сделки. Здесь воздух пахнет миллионными сделками, и здесь же носится призрак ра зорения. Режиссер прекрасно дал почувст вовать зрителям, что здесь есть два глав ных хозяина: один — ростовщик Салай Салтаныч, а другой... «благороднейший», «великодушный» Флор Федулыч. Подолгу и увлеченно репетировал Н. Ми хайлов именно этот акт, добивался, чтобы в шуме толпы, в богатых кутежах ощуща лась лихорадка злого торга, чтобы таяли от предвкушения роскошной жизни доверчи вые женские сердца. Несмотря на то, что «Последняя жертва» готовилась к юбилею — 125-летию со дня рождения Островско го, — постановщик, недовольный ходом репетиций, откладывает и откладывает вы пуск спектакля. Исполнитель роли Салая Салтаиыча П. Бахтин рассказывал, что от срочка с выпуском премьеры очень помог ла довести образы не только центральных персонажей, но и многих эпизодических, до четкой социальной и жанровой определен ности. В частности, очень важный для идеи спектакля образ ростовщика Салая Сал- таныча, этого паука с «азиатской физионо мией» (по авторскому определению), стал колоритной, внутренне сильной фигурой, решенной в предельно остром внешнем ри сунке, именно в это дополнительно отпу щенное время. В роли Юлии Тугиной актрисы зачастую подчеркивали ее беззаветную любовь, соз давали образ идеального существа, чистой, чуть ли не святой женщины, жертвующей всем во имя любви. Образ подавался в ме лодраматической манере, а текст о деньгах, которые Тугина теряет вместе с потерей Дульчина, вообще старались либо не за мечать, либо попросту вымарывать. Е. Агаронова рисовала образ вдовушки как человека плоть от плоти своего купе ческого сословия. Ее первое появление сра зу же наполняло сцену ощущением неиз бывного человеческого счастья. В походке, в лучистом взгляде, в том, как она разго варивала, чувствовалась женщина, у кото рой душа переполнена любовью, ожидани ем, что вот-вот обязательно должна осу ществиться заветная мечта. Самоотвержен ную любовь, жертву всем — богатством, самолюбием, своим положением в обществе — все оправдывала Агаронова всеобъем лющим своим чувством. Но вот наступало отрезвление. Агаронова-Тугина одна на сцене. Смут ное предчувствие беды мешает ей сосредо точиться. Равнодушно перебирая свадеб ные наряды, Юлия вдруг обращает внима ние на откуда-то взявшийся пригласитель ный билет, хочет отбросить, но случайно пробегает глазами. Еще ничего не пони мая, спокойно перечитывает: «Лавр Миро- ныч Прибытков покорнейше просит сде лать ему честь — пожаловать на бал и ве черний стол по случаю помолвки дочери его Ирины Львовны с Вадимом Григорье вичем Дульчиным». Все еще не веря своим глазам, она вновь и вновь принимается за чтение: «...с Вади мом Григорьевичем Дульчиным...» Наконец, поняла смысл прочитанного. Порывается куда-то бежать. Останавливается... Броса ется к подвенечному платью. Оно валится у нее из рук. Сдавленным голосом зовет ключницу. Почти не повышая голоса, но лихорадочно, расспрашивает Михевну и совсем просто, по-деловому начинает со бираться: «Надо ехать, надо... Я поеду сейчас». И только после того, как ее решительно останавливают, прорывается стон: «Да мне видеть его только: в глаза посмотреть... Какие у него глаза-то!» Теперь мы подошли к тому самому роко вому месту, где по тексту следует: «Захо тел он меня обидеть, ну бог с ним!.. Я с него потребую, я возьму деньги мои...». Еще через несколько реплик: «Флор Феду лыч, помогите! Хоть бы деньги-то мне во ротить, хоть бы деньги-то» и т. д. Как все это совместить с беззаветной са моотверженной любовью? Ведь уж что- нибудь одно —или любить, или расчеты строить. А вот правдивый характер купече ской вдовы, которая с малолетства привык ла счет деньгам знать, позволил в создан ном Агароновой образе совершенно орга нично сочетать трагедию потери любимого и трагедию потери состояния. Как бы под водя итог жизни, Юлия-Агаронова опуска-, лась на стул и произносила ровным, "бес страстным голосом: «Ограблена и убита! Я нищая, обиженная совсем...». Но есть еще одно, что не в состоянии перенести даже эта сильная натура, — издевательство над
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2