Сибирские огни, 1973, №4
В спектакле интересным оказался Тихон- Поляков. Беспредельно робкий, нежно лю бящий Катерину, он с великой тоской при знается Кулигину: «Маменька говорит: ее надо живую в землю закопать... А я ее люблю!» Слова протеста — «Это вы ее по губили!» — вырываются у Тихона-Поляко ва не вдруг, они накоплены всем движени ем роли. Но — странное дело! — почему-то актер и режиссер решили отказаться от фи нальной реплики Тихона над трупом жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Всей ролью Поляков доказывал, что жить в Калинове еще хуже, чем умереть, а вот подошло вре мя эту мысль высказать вслух — и про молчал. Никакой логики в таком решении усмотреть невозможно. Вслед за Пашенной и Жаровым, сыграв шими сцену Кабанихи и Дикого (постановка 1962 года) так, что ощущался намек на их «грехи молодости», тот же подтекст рас крывали краснофакельские исполнители Л. Борисова и Е. Лемешевой. Образы самодуров приобрели конкретные чер точки и сделались от этого еще бо лее страшными. В Варваре-Попенко и Куд- ряше-Васильеве много здоровья; оно иск рится, брызжет из глаз, вырывается за лихватской песней. В них уже созрел про тест, они неспособны согнуться иод гне том «темного царства». Их побег на волю — то ли на юг, то ли в Сибирь — законо мерный шаг, который готовится всей пье сой. Зреет протест и в мягком, лиричном Кулигине-Харитонове. Молнии уже блещут, вот-вот грянет очистительная гроза. Сло вом, разбирая все образы, вы гоГовы позд равить театр с победой, но... Но в «Грозе» не оказалось Катерины. Эту роль поручили В. Василенко, безуслов но, способной, обладающей темпераментом, сильным низким голосом и выигрышной внешностью. Но индивидуальные особенно сти ее дарования слишком далеки от обра за Катерины, а мастерства, способного пре одолеть преграду, <чце не хватает. В стран ных, повисающих интонациях Катерины- Василенко, в ее неизменной улыбке, возни кающей даже в тех случаях, когда она про износит фразы: «Зачем ты моей погибели хочешь?» или: «Мне теперь умереть захо телось», — во всем облике больше подра жания странным героиням современных за падных пьес, чем русского самобытного характера. Новая встреча с «Грозой» вызвала у зрителей разочарование. Но удача не при дет без одного непременного условия — «Грозе» необходима Катерина, яркая тра гедийная актриса. II Перейдем теперь к самому позднему цик лу пьес Островского — к пьесам о трагиче ских судьбах русских женщин, к «печаль ным комедиям», которые при жизни дра матурга почитались вовсе несценичными, считались свидетельством упадка его та ланта. Горькие слезы о людях со сломлен ной судьбой — вот что такое «Таланты п поклонники», «Последняя жертва», «Бес приданница», «Правда — хорошо, а счастье —лучше», «Без вины виноватые». К этим самым репертуарным в наши дни пьесам те матически и хронологически примыкают и такие редко идущие комедии, как «Богатые невесты», «Красавец-мужчина», «Невольни цы», «Не от мира сего». Сегодня исследова тели сходяДся в -одном — истинный ключ к пьесам этого цикла еще не найден, круп ных, решающих побед еще не было. Тем более интересен опыт воплощения каждой из этих комедий в различных театрах стра ны. Почему у поздних пьес Островского та кая трудная сценическая судьба? Большин ство из них так и осталось непонятыми современниками. Считалось, что Остров ский «исписался», что под конец жизни он стал писать трогательные «психологические этюды», стал вводить широкий круг дейст вующих лиц, никак с центральным дейст вием не связанных. Почти никто даже не догадывался, что обилие персонажей позд них комедий создает не просто социальный фон, который присутствует почти в каж дой пьесе, что здесь дело идет о главной действующей силе, именно она, действуя подспудно, направляет развитие драмы. Не понимая, легче всего сказать: «Это плохо». Постановщик, берущийся за позднюю ко медию Островского, прежде всего решает кардинальную задачу — что перед ним, «бытовая картинка» или остро-конфликтная социальная драма. Ответив на этот вопрос для себя, постановщик должен ответить на него всей системой образов, всей строй ной, композиционно и логически безупреч ной картиной жизни. А вот это самое труд ное. Для такого объединения всех компо нентов спектакля необходим большой та лант, который смог бы встать рядом с дра матургом и направить верным курсом весь театральный корабль. Обычно постановщики «Последней жерт вы» опускали третий акт, как не имеющий прямого отношения к центральной интри ге. Впервые ключевое значение этого сбо рища «всей торгующей Москвы» разгадал при постановке комедии во МХАТе Н. Хме лев. Верное решение образа Юлии Тугиной (А. Тарасова), могучая, скрытая пружина ■действия, обнаруженная в третьем акте, — все это предвещало крупную победу. Но случилось непредвиденное — И. Москвин, исполнявший роль Флора Федулыча При- быткова, личности сугубо отрицательной, одного из «покупщиков», который ловкими ходами завоевывает Тугину, увидел в нем черты благородства, великодушия, беско рыстия. Сильный талант Москвина совер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2