Сибирские огни, 1973, №4
новки однако не помешали длительному и шумному успеху спектакля у самого ши рокого зрителя. Я не буду останавливаться на давних спектаклях Новосибирского театра юных зрителей «Женитьба Белугина» — с Андре ем Белугиным-Лелепом, Еленой-Якш, Аги- шмным-Мовчаном. Не буду рассказывать и о краснофакельских «Бешеных деньгах», поставленных в 1949 году, где великолеп ный Васильков-Бахтин, вместе с остро ре шенными Лидией Чебоксаровой-Белоголо- вой и Тетятевым-Матвеевым создавали от личный ансамбль. Оба эти спектакля при всей добротности их решения не содержали каких-либо принципиальных открытий. Но вот один из «ликов» Островского — его «Гроза» — и по сей день имеет много трудную историю, где так мало побед и так много поражений. Стоит произнести это название — «Гро за», как память принесет вам сопутствую щие термины: «Луч света в темном царст ве», «трагедия и поэзия, слитые воедино», «беспощадное обличение темного царства» и т. д. Вспомнятся и противоположные вы сказывания: Добролюбов-де незаконно на вязал Островскому свою теорию «темного царства», пылкие возражения Д. Писарева. Вспомнятся слова Н. Эфроса, утверждав шего, что к самым своим жестоким и беспо щадным самодурам, вроде Дикого и Каба нихи, драматург подходил будто бы «мягко, незлобиво», с «ласковостью». Вспомнится история постановок «Грозы», которую великие русские актрисы Никули- на-Косицкая, Стрепетова, Ермолова подня ли на высоту подлинно народной трагедии. Традиция, созданная при первых постанов ках этой «тяжелой драмы», продолжится в творчестве Рощиной-Инсаровой, Полевиц- кой, Коонен. Но именно образ Катерины, а не «Грозу», как целостный спектакль, припомните вы. Очевидно, для исполнения этой драмы, подобно «Гамлету» или «Коро лю Лиру», необходимо прежде всего иметь в театре выдающееся актерское дарование. В противном случае —¡. ни один спектакль не поднимается выше бытовой мелодрамы о неверной купеческой жене и, жестокой расплате за измену. Ни один спектакль — в противном случае — не звучит в плане русской романтической трагедии. Конечно, вспомнится в противовес «Гро за» Н. Охлопкова. Этот спектакль новоси бирцы видели во время гастролей Москов ского театра имени Вл. Маяковского летом 1957 года — с Евгенией Козыревой в глав ной роли. В спектакле было много досто инств. Впервые «Гроза» выплеснулась на просторы могучей Волги. Плавно поплыли круглые волжские берега в такт взмахам весел да раздольной песне Варвары и Куд ряша. Проплыла лодка, еще слышится вда ли отголосок песни, а здесь перед нами распахнулось в любви великой сердце Ка терины. Высокую поэтичную любовь жен щины, стосковавшейся по истинному чувст ву, воспевала своим образом Е. Козырева. Рядом с нею, в сочном жанровом рисунке, возникала фигура Тихона-Свердлина. Сце ну прощания с домом перед отъездом в Мо скву артист проводил почти с водевильной осГротой. Хохот и аплодисменты неизмен но сопровождали его уход, когда после всех наставлений матушки, от нетерпения чуть ли не скуля, с радостным визгом со бачонки, вырвавшейся на свободу, опро метью бросался Тихон прочь из дверей. Но сам Охлопков был своим спектаклем неудовлетворен, считал, что ему не уда лось поднять «Грозу» до трагедийных вы сот, что действие несколько заторможено, не получилось крупных характеров Кабани хи и Дикого. Спектакль шел все реже, а за тем и вовсе сошел с репертуара. Краснофакельцы показывали свою «Гро зу» в Новосибирске еще в начале 30-х го дов. Сохранившееся воспоминание Ал. Ар сеньева позволяет восстановить облик этого очень характерного для своего времени и очень странного спектакля. Внешне в «Грозе», казалось, все было сделано хорошо. Глубокое чувство стиля эпохи. Прекрасное, приведенное в гармонию с игрой артистов, оформление. Каждый мо мент действия мог быть заснят и создал бы композиционно законченную картину. Арти сты, в особенности Кабаниха (Филиппо ва) и Тихон (Максимов), играли хорошо, даже отлично. И, тем не менее, зритель уходил неудовлетворенным. Не принесла успеха попытка новосибир ского ТЮЗа создать свою «Грозу», пред принятая в середине 50-х годов. Дарованию В. Эйрих, исполнявшей роль Катерины, ока зались чуждыми тонкие поэтические инто нации. Драматизм исполнения достигался за счет открытого, очень сильного темпера мента. А это пришло в противоречие с неж нейшими красками, наполнявшими роль. Краснофакельские зрители могли и в дни 150-летнего юбилея Островского увидеть «Грозу» в постановке К. Чернядева. В этой драме, овеянной дыханием «сжигающей страсти» (по словам Блока), на фоне душ ного грозового неба, словно молнии, вспы хивают вопли порабощенных, но неспособ ных смириться людей. Художник С. Пост ников создал мрачную атмосферу Калинов ских «застенков», изобразив их с помощью тяжеловесных бревенчатых строений. Весь мир отгорожен, стиснут мрачными забора ми да амбарами. Символ правомерный, но подается чересчур прямолинейно — и от этого кажется назойливым. Впечатляют огромные купола первого акта, но картина «геенна огненная» совершенно пропала из-за причудливого желания поместить место дей ствия чуть не в звонарню, где, как извест но, росписей не делают. Все это соверша лось ради сомнительного эффекта, — чтобы кающаяся Катерина могла в исступлении схватиться за веревку колокола, чтобы зри телю зафиксировался момент — «набатный вопль».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2