Сибирские огни, 1973, №4
поколение будет почитать себя счастливыми наследниками . Самобытное режиссерское и актерское искусство — ныне достояние всей нашей огромной страны. К этому созданы все предпосылки. В Сибири мне приходилось видеть истинные открытия пьес Островско го, сделанные в русле главных поисков — создания социально-значимых, остроконф ликтных спектаклей. Интересный опыт воссоздания для новой жизни «хрестоматийной» комедии проделан совсем недавно в Новосибирском театре юных зрителей. По своей природе «Свои люди — сочтемся» — обличительная коме дия, направленная против деспотизма, до мостроевщины, всесильного приобретатель ства. Социальная ее конфликтность несом ненна. Однако впервые без цензурных ис кажений комедия была показана лишь тридцать лет спустя после написания. К то му времени в постановочном отношении той задавали такие «купеческие» пьесы Ост ровского, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Своеобразие их — в мягкой трак товке темы, просветленных тонах, за кото рыми еле угадывался социальный конфликт. Однако именно эти, так называемые «моск- витянинские» комедии, по которым зрители впервые узнали молодого драматурга, на долго определили стилистику всех будущих спектаклей из жизни купечества. Бесхит ростным бытописателем комедий с чудако ватыми самодурами всех мастей, «самым спокойным, самым бесхитростным, самым объективным художником» (по отзыву Б. Алмазова) — таким рисовался Остров ский современникам, опровергавшим точ ку зрения Н. Добролюбова и Н. Чернышев ского. Немудрено, что и «Свои люди — сочтем-, ся» столь длительное время находились под воздействием исполнительского канона, «ключа», будто бы найденного для всей драматургии Островского. Сниженный кон фликт, перенесение центра сатирического обличения на отдельные характеры, но не на условия, их порождающие, — таково воздействие устойчивого театрального штампа. Постановщик тюзовского спектакля Л. Бе- * лов и художник А. Морозов создали свою, оригинальную трактовку комедии, и наша встреча с обновленным Островским оказа лась многообещающей. При входе в зрительный зал вы тотчас обратите внимание на вывеску в ширину всей сцены, где значится: «Универсальный торговый дом С. С. Большова». Вас осле пит пестрая, крикливая и безвкусная рек лама — от корсетов до колесной мази, — здесь все продается, надо всем распростер свою власть денежный мешок. Посередине вращающегося круга — станок с лесенка ми. С любой точки сцены можно подняться в центр станка, и там вас встретит неиз менная конторка со счетами. Тоже вырази тельная деталь. Купля-продажа — вот сти хия спектакля, решенного даже в цвето вом отношении в оранжево-ало-золотистых тонах. Резким контрастом ко всему оформле нию предстанет вашему взгляду скорбно- укоряющий лик Иисуса Христа, глядя щий сверху, посреди зазывных реклам. На этом лике художник зафиксирует ваше внимание в самом начале спектакля, оста вив на мгновение икону в луче прожекто ра. Вновь войдет в ваше сознание она под финал пьесы, когда обманутый Боль шов будет искать поддержки у бога, когда истово перекрестится на икону..Что же зна чит для идеи спектакля эта деталь? Подо ждем с ответом, действие началось... Закружилась, завертелась жизненная . ка русель, забегали по вращающемуся кругу обитатели большовского дома, а наглова тые приказчики, подобно слугам просцениу ма, представляют нам действующих лиц. Похоже это начало на пролог к «Детям Ванюшина» в постановке Московского теат ра имени Маяковского? Конечно, похоже. Что же, режиссер сознательно идет на пов тор, желает доказать родственность сати ры Островского сатире Найденова? Вряд ли, скорее всего —’ Досадный просчет. Та ких просчетов мы встретим и дальше нема ло, но не они определяют значение спектак ля в целом. Появляется Большов (В. Орлов). Но где же его традиционные смазные сапоги, зна комый по фотографиям сюртук? Ведь еще А. В. Луначарский говорил в своей статье о творчестве Островского: «Русский капитал пер в виде Колупаевых и Разуваевых, дол го не желая снимать ни долгополого сюр тука, ни сапогов бутылками, долго остава ясь верным своеобразно преломленному крестьянско-кулацкому бытовому укладу». В самой комедии множество указаний на патриархально - крестьянский быт большов ского дома. Рассерженная Аграфена Кон- дратьевна угрожает дочери отправить ее «на кухню горшки парить», надеть на нее «посконный сарафан» и усадить с поросята ми. Вино Большовы покупают ведрами, бороды почитают. Но режиссер и художник содрали со сво его Большова его старинную одежду, оста вив лишь бороду, да и то такую красивую, что ее впору носить Кнурову. Но ведь эле гантный костюм, крахмальный воротничок, галстук-бабочка, изысканные манеры, уме ние прекрасно обращаться с тростью — все это облик купца 80-х, а не 50-х годов, результат послереформенной стремительной эволюции класса?! Такой Большов, каким мы его увидели в исполнении Орлова, ско рее будет собирать коллекции полотен Мане и Ренуара, улавливать в свои сети хоро шенькую актрису, чем тиранить семью да устраивать простодушно - хитрую сделку с мнимым банкротством. Картинный Боль шов тюзовского спектакля часто остается один со своими мыслями, усмехается чему-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2