Сибирские огни, 1973, №4
Через два года после мейерхольдов- ского «Леса» К- С. Станиславский, идя со вершенно иными путями, пришел к созда нию на сцене Московского Художественного театра необычайной по остроте и яркости решения сатирической комедии «Горячее сердце». Этими двумя спектаклями была со вершена революция в понимании драматур гии Островского. Отныне и навсегда была похоронена легенда о спокойном, неторопли вом бытописателе, бесстрастно взирающем на мир. Оказалось, что в основе большинст ва произведений великого комедиографа — острый социальный конфликт, оказалось, что Островский 1 } 0 все не чужд динамике, ’зре лищности, что в его произведениях —бога тейший материал для построения многооб разных по форме представлений. С тех пор прошло уже много лет. В бит вах за Островского немало удач и пораже ний. Наиболее прочно новый стиль решения пьес утвердился пока что за пятью сатири ческими комедиями. Назовем их: «Лес», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «На вся кого мудреца довольно простоты», «Беше ные деньги». Только лишь наметились пути решения таких редко игравшихся комедий последнего десятилетия жизни Островско го, как «Богатые невесты», «Красавец муж чина», «Невольницы», многое сделано для полноценного раскрытия цикла «печальных комедий», куда входят: «Таланты и поклон ники», «Последняя жертва», «Бесприданни ца», «Правда — хорошо, а счастье—лучше», «Без вины виноватые». Но все деятели теат ра, исследователи Островского, критики от дают сегодня себе отчет, что сделано еще далеко не все, что великий драматург мира еще ждет своего интерпретатора, первоот крывателя. Работы предстоит много, и чем шире будет круг экспериментаторов, иска телей, тем большего достигнет наш театр. Поэтому так важно изучать историю сцени ческой жизни пьес Островского, вне зависи мости от того, где родился спектакль — в Москве или в далекой Сибири.I I Последние 10—15 лет в деятельности со ветского театра отмечены событиями бур ными, отдаленно напоминающими страсти «театрального Октября». Вновь зазвучали со сцен многих театров агитспектакли Мая ковского, на удивленье многим доказав свою жизнестойкость. Вновь, в иной сцени ческой редакции стала властительницей дум истинных театралов вахтанговская «Прин цесса Турандот», с успехом были восстанов лены охлопковские «Аристократы» с его слугами просцениума и снегопадом из бу мажных конфетти. Местом постоянного па ломничества молодежи стал театр на Таган ке. Засверкал в большом количестве поста новок совсем было забытый Бертольд Брехт. Условность с ее прошлыми и новей- шими достижениями вновь хлынула на под мостки театров. Истинным вождем условно-поэтического театра стал мейерхольдовец, такой же, как и его учитель, неутомимый искатель и нова тор Н. Охлопков. Конечно же, появилась и сопутствующая болезнь, которую, по ана логии с прошлым, можно назвать «охлоп- ковщинои». Вспоминаю, с каким негодова нием рассказывал однажды Николай Пав лович о подражателях, об их мнимом «но ваторстве». Оказывается, кто-то в погоне за необычным образным решением «Грозы» умудрился посадить Катерину в птичью клетку. Кто-то перемонтировал текст «Бес приданницы» таким образом, что действие начиналось не с разговора Кнурова и Во- жеватого, а прямо с приезда Паратова. Кто-то сократил «На всякого мудреца до вольно простоты» до размеров двухактного водевиля... Но, конечно, не эти ухищрения подража телей определяли существо театральных по исков последних лет. Рождалось новое единство психологического и динамического, новая сценическая правда. В динамике ми зансцен, в пластическом, порою весьма при чудливом рисунке роли содержалась та же «жизнь человеческого духа», что и в таких испытанных компонентах театрального дей ства, как словесная ткань, подтекст, психо логическая пауза. И вот теперь, обогащен ный новыми достижениями, наштеатр вновь как бы услышал зов: «К Островскому!» К новому, усложненному пониманию социаль но-психологических драм комедиографа, к открытию неизведанного в нем. Сегодня мы читаем статьи исследователей творчест ва Островского Е. Холодова и Б. Алперса, вспоминаем недавние прозорливые предска зания В. Филиппова н вновь и вновь обра щаемся к произведениям классика русской литературы. И что же? Мы удивляемся, как много еще непонятого в нем, какие нова ции содержатся в привычном, казалось бы, хорошо изученном материале. Сам Остров ский, будучи недовольным воплощением своих произведений на русской сцене, не раз высказывался против возникшего поста новочного стандарта, против того «теат рального мундира», о котором с возмуще нием говорил еще Станиславский. «В Моск ве давно уж ни одна моя пьеса не исполня ется совершенно удовлетворительно», — писал Островский, и его укоряющий голос звучит в ушах деятелей театра по сей день. Ответ может быть один — надо искать! А. Н. Толстой однажды сказал: «У вели ких людей не две даты их бытия в истории — рождение и смерть, а только одна дата: их рождение» Верно! Шекспиром, Мольером, Лопе де Вега и Гольдони России почитают во всем мире Островского. Он дал и еще даст рус ской сцене столько богатств, что не одно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2