Сибирские огни, 1973, №4
Л. Баландин Напути к Островскому ( К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖД ЕНИ Я ) Время настоятельно диктует перемены. В нашей драматургии и в нашей сцениче ской практике ветер перемен приносит по рой увлекательные поиски новых вырази тельных средств, новых драматургических форм. Вдруг начинается огромный по своим масштабам эсперимент, когда отбрасывают ся прочь старые, набившие оскомину, черты бытового, «правдоподобно» решенного спек такля и на смену ему приходит ярчайшая театральность. Летят в мусорную кучу до тошно выстроенные павильоны, рисованные задники, самая что ни на есть достоверная и удивительно унылая мебель. Ясные в сво ей функциональной значимости детали од ним-двумя штрихами дают намек на место действия,—и с нас довольно. Детали-сим волы рисуют воображению больше, чем де сятки составляющих прежнего решения, старательно отобранных из самой жизни. Артисты перестают стремиться к «жизни в образе». Отныне их задача — весело (не пременно весело), задорно, заразительно «играть в театр», предложив зрителю свои «условия игры». Условный театр любит ло зунг, обожает гротеск, признает ловкость движений па грани цирковых и балетных требований, ему отнюдь не чужда стилиза ция. А режиссеры, словно состязаясь друг с другом в изобретательности, выдвигают на первый план то темпоритм, то музыкаль ность произнесения текста, то изысканную пластичность. Театральные представления становятся все более зрелищными, все даль ше уходят от жизненного правдоподобия, умышленно отказываются быть «волшебным зеркалом жизни», как определял назначе ние театра Шекспир. И вот тогда раздается новый властный призыв времени — назад к реализму! «Назад к Островскому» —прозвучал для многих неожиданно лозунг А. В. Луначар ского в начале 20-х годов. «...революция окрепла, победила и переш ла к строительству. Тогда раздался как бы всеобщий клич по всей стране: товарищи, оглядывайтесь вокруг! Товарищи, изучайте вашу страну, ваших врагов и друзей и са мих себя! Товарищи, ближе к действитель ности, к делу!... Пролетариату в нынешнем его составе свойствен и м е н н о реализм. В философии —материализм, в искусстве—ре ализм. Это связано одно с другим. Проле тариат любит действительность, живет дей ствительностью, перерабатывает действи тельность и в искусстве как идеологии ищет помощника познания действительности и преодоления ее»1. Характерно, что одним из первых понял новые требования времени неутомимый ис катель новых форм в искусстве театра, вождь «театрального Октября» Вс. Мейер хольд. Раньше других, по словам Луначар ского, перешел он «от своего своеобразного театрально-революционного футуризма к те перешнему своему, тоже глубоко своеобраз ному, театрально-революционному реализ му». Важнейшей вехой на пути Мейерхольда к реализму стал спектакль «Лес» (1924 г.). Но это не было простым возвратом к реа лизму Островского. То, что увидели зрите ли, было смело, ново, ярко; это стало явле нием современного театра, расширяло поня тие реализма, являло его на сцене в обнов ленном виде. Но в то же время возврат к Островскому означал, что, вбирая в себя все лучшие достижения «левого» театра, об новленный реализм подчинял и гиперболу, и гротеск, и многие иные приемы игры, выра ботанные в период активных исканий услов ных сценических форм, задачам театра со циально-психологического. Иным не мог быть театр Островского. 1 А. В Луначарский о театре и драма тургии. М., 1958, т. 1, стр. 383 —384.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2