Сибирские огни, 1973, №4
платы за жилье, которая позволяет прави тельству выкачивать дополнительные десят ки миллионов фунтов. Лондонцы реагируют на все это как в традиционном духе, так и несколько не обычно. В одном из домов на самой обык новенной улице Дроустид-роуд объявили квартирную плату, побившую все мировые рекорды: 18 тысяч фунтов в неделю! При чем и дом был так себе, и квартиры до вольно невзрачные. Назначил эту фантасти ческую, ни с чем несообразную плату... рай онный муниципалитет! Назначил, чтобы при влечь внимание к весьма обременительной для трудящихся жилищной политике кон серваторов. Правительство обиделось и по дало в суд на муниципальных деятелей, об виняя их в «игре не по правилам»... Подобное же обвинение можно было бы предъявить бездомным, захватившим пред назначенное к сносу здание неподалеку от сада Букингемского дворца и на протяже нии недели успешно оборонявшимся в нем от превосходящих сил полиции. Полиция, разумеется, одержала верх, особняк снесли, и теперь там расчищено место для строи тельства очередного Сэнтрал пойнта. Новые небоскребы основательно измени ли облик столицы. Кое-где почтенная стари на потеснена осторожно и умело: здание вписывается в привычный лондонский ан самбль, не вопиет о своей новизне, а мирно уживается с прошлым, не нарушая привыч ных глазу расцветок, линий ’ и контуров. Однако такого сосуществования архитекту ры добились далеко не везде. Особенно возмущаются лондонцы, когда затрагиваются исторические или просто не отделимые от самого представления об этом городе уголки. Яростные споры идут вокруг перестройки Пикадилли-сёркус —площади, откуда туристы обычно начинают знаком ство со столицей. Многим кажутся неприем лемыми любые проекты, по которым в этот район вторгнутся стандартные небоскребы и транспортные развязки на разных уров нях. Пусть старая Пикадилли-сёркус не множко вульгарна, говорят лондонцы, пусть очень тесна, но ведь она такая привычная, забавная м такая человечная... Конечно, никакой город не может оста ваться на музейной консервации, далеко не всякий гость Лондона готов разделить со старожилами привязанность к сомнитель ной экзотике иных улочек и закоулков, но перестройка должна вестись, как убеждены и многие здешние архитекторы, с учетом ха рактера города. «Лондону грозит,.опасность превратиться в унылый, третьеразрядный американский город. Гем, кто имеет отношение к рекон струкции Лондона, будь то частные фирмы пли государственные учреждения,, необхог днмо дать, наконец, понять, что они не име ют права беззастенчиво растаптывать при вычные нам улицы и относиться без всяко го уважения к характеру, пропорциям горо да и привычкам его людей просто потому, что это рационально и в высшей степени выгодно». Мы позаимствовали эту цитату из солид ного журнала английских архитекторов... Чего только не услышишь, чего не увидишь... С наступлением осени в Альберт-холле заканчиваются концерты-променады — спе цифическое английское явление, такое же, как в своих областях Шекспировский те атр, майские гонки восьмерок Оксфордского и Кембриджского университетов на Темзе или весенние выставки цветов. Что особенного в этих концертах? В кон це концов, симфоническую музыку можно слушать круглый год. И дело не просто в том, что билеты на концерты-променады, или, как их называют, «промсы», несравнен но дешевле, чем на обычный симфонический концерт. Суть в особой атмосфере, своем стиле, духе и настроении этих концертов, у "которых, быть может, что-то общее с наст роением наших праздников поэзии. Уже с утра возле Альберт-холла образует ся длинная очередь. Преобладает моло дежь. Кто сел на ступеньки, кто уткнулся в книгу... Но вот открылись двери, и очередь, бы стро расплачиваясь за вход, дружно вли вается в здание Альберт-холла. Кресел на этих концертах нет — музыку слушают стоя, иногда даже перемещаясь но залу (отсюда — променад). Выход оркестрантов, одетых, кстати, то же в будничную одежду, встречается такой бурей аплодисментов и криков, какие слы шит только сборная Англии на стадионе Уэмбли. Прежде чем взмахнуть палочкой, дирижер приветствует пришедших на кон церт, рассказывает о программе вечера, от вечает на вопросы аудитории и смеется вме сте' со всеми над удачными репликами из зала. Потом настает тишина, в зал вливает ся музыка. Слушатели впитывают ее, отдаются ей без остатка. Оркестр чувствует, что музыка и люди, которые слушают ее,—единое, нераз делимое целое. Но вот последний аккорд, и за мгновени ем тишины — взрыв радости и восхищения, буря рукоплесканий. Снова дирижер гово рит с залом и зал с ним, снова все вместе смеются шуткам, а в конце вечера, взяв шись .за руки, под руководством дирижера и вместе с оркестром, поют любимые мело дии. Таковы концерты-променады. И когда они заканчиваются, можно считать, что в Лон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2