Сибирские огни, 1973, №4

Девчушка недоуменно смотрит на началь­ ника ОТК- Нет, она не хочет, чтобы о нас подумали плохо. — Так ты, значит, понимаешь, как важно для завода не пропустить брак? —обрадо­ ванно произносит Абызов. - Да. Владимир Иванович заходит к старшему мастеру. —• Не будем ее увольнять. Пусть порабо­ тает еще. Образумится. Девчушка остается в цехе. Работает до сих пор. И успешно. Таких девчушек в ОТК много. Они учат­ ся, влюбляются, становятся мамами, что прибавляет забот не только им, но и Абызо­ ву. Вот он с трудом переубеждает цехком и буквально «вырывает» путевку в ясли для ребенка одного из своих контролеров. Не­ делями он осаждал партком, завком и ди­ ректора, хлопоча об улучшении жилищных условий Федорова, Смирнова, Артемьева и многих других работников. Из кажущегося хаоса мелочей и событий начальник ОТК умело выделяет главное. Абызов —убежденный сторонник гласности. Он любит сказать об успехах своих товари­ щей во весь голос. Точно такое же отноше­ ние у него и к бесхозяйственности. Последние несколько лет я не просматри­ вал многотиражку, в которой когда-то ра­ ботал. А потом почитал подшивку. Самые капитальные и обоснованные статьи в газе­ те — того же автора, нашего автора, Абы­ зова. Бедный Владимир Иванович! Ему с мучительным трудом дается каждая строка. А вот пишет же... В не такое уж далекое прошлое ушло время, когда в механических цехах, напри­ мер, семьдесят процентов всех деталей ОТК отправлял на доработку. Тогда любое пред­ ложение принималось в штыки, и скромней­ ший Владимир Иванович напоминал льва, которого со всех сторон окружали охотники. Вооруженный до зубов цифрами и фактами, Абызов не отступал. Помню, как он упорно «пробивал» органи­ зацию входного контроля. Некоторые пред­ приятия поставляли заводу имени Ефремо­ ва аппаратуру низкого качества. Например, конечные выключатели, предохранительные клапаны, реле контроля скорости... Входной контроль заставил поставщиков полностью изменить отношение к делу. Диоды, триоды, провода различных типов, аппаратура стали поступать без брака. Конечно, и в самые тяжелые времена на заводе имени Ефремова велась борьба за повышение качества. Сам характер продук­ ции побуждал к этому. В двух конструктор­ ских отделах постоянно создавались проек­ ты новых, более совершенных машин. Но Абызов старался придать работе система­ тичность, дотошность. Он мечтал о тради­ циях. У него была целеустремленность сна­ ряда. Своей первой микропобедой он счи­ тал дни качества, которые стали проходить в цехах и на заводе с радующей начальни­ ка ОТК периодичностью. Вспоминаю один из таких давнишних дней. Конструктор Владимир Сафроненко рас­ сказывал о замечаниях, которые сделали финны. Они купили у нас огромный горизон­ тально-расточной станок. К комплиментам па заводе имени Ефремова привыкли, и ими никто не обольщается. Всех интересо­ вало другое: что финнам не по душе в стан­ ке? Оказалось, те пожелали, чтобы завод улучшил защиту направляющих и систему смазки. После короткого обсуждения конст­ рукторам ставятся очередные задания. Следующее слово —Туву и Прнхно. Они приехали из Франции. Вели там монтаж еще одного станка, проданного заводом. Кстати, эту 'работу им доверили не сразу. Прнхно пришлось доказать, что инженер из Сибири ничуть не уступит специалисту, по­ лучившему образование в Париже. Дока­ зал. Легко. Но и замечания французов стро­ го учел. — У нас,—говорил он,—смазка некото­ рых узлов от ручных насосов. Они хотели бы централизованную смазку. Тут же определили ответственных испол­ нителей, которым предложили продумать несколько вариантов. День качества продол­ жался. — Когда же,—замечал Абызов,—мы ре­ шим вопрос о консервации деталей? Неко­ торые считают, что у нас детали долго не лежат и поэтому-де нет нужды в консерва­ ции. Но это не так. Вот факты... Абызов раскрывал свой блокнот и чуть ли не с нарочитой монотонностью зачиты­ вал факты. Помнится, прошло несколько дней, и центральная лаборатория завода предложила специальный состав смазки, и на созданном при складе участке стали кон­ сервировать готовые детали. Вот эта, воспитанная па заводе нетерпи­ мость ко всему, что мешает повышению ка­ чества,—и есть, на взгляд Владимира Ива­ новича, вторая его микропобеда. Пятьсот мероприятий в год —таков масштаб работы по повышению качества. И попробуйте не сделать, не провести то, что вам поручено. Абызов «запилит». Он будет напоминать, иронизировать, уточнять, требовать, писать докладные записки до тех нор, пока ему не сообщат с некоторым злорадством: — Сделано! — Давно бы так,—сдержанно заметит он. Передо мной лежит толстая стопка по­ желтевших листов. На первом из них жир­ но отпечатано холодное слово «Отчет». Это старый отчет. В нем рассказывается о том, что лишь одним механическим цехам постав­ лено около тысячи новых приспособлений и специального мерительного инструмента, что всего было проведено около шестисот мероприятий, позволивших заводу еще вы­ ше поднять свой, уровень, свою марку. По­ тери от брака снизились па одиннадцать процентов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2