Сибирские огни, 1973, №4

кандидат технических наук Виталин Трофи­ мович Дзюбенко рассказывает: — Перед нами стояла задача механизиро­ вать под щитом все процессы — от выемки до транспортировки угля. Мы нашли такой способ... Он пригоден и для крутых, и для наклонных пластов. Машина получилась компактная, к тому же состоит она, в сущ­ ности, из известных блоков, что упрощает ее изготовление. ...На экране — полигонные испытания «Зиминца». Медленно движется под щитом подвешенная к нему отбойная машина с со­ крушительной зубчатой головкой. Испыта­ тельный углебетонный пласт крепче нату­ рального угольного, но машина идет без­ остановочно. Обрушенную ею добычу мето­ дично подбирает транспортный конвейер. Зрителей немного. Здесь только авторы проекта — ученые во главе с создателем щи­ товой системы членом-корреспондентом АН СССР Н. А. Чинакалом и гости из Зиминки, шахтеры, будущие владельцы машины. По­ лигонные испытания производят на них са­ мое благоприятное впечатление. Впереди — проверка в производственных условиях. Вес комплекса —тридцать тонн. Для срав­ нения укажем, что механизмы, которые бы­ ли созданы до сих пор, весили не меньше 200 тонн. «Зиминец» в три раза повышает производительность щитовой системы добы­ чи, вдвое удешевляет себестоимость угля. С понятиями «молоток», «лом», «трамбов­ ка» связаны наиболее тяжелые, наибо­ лее трудоемкие и наименее произво­ дительные процессы. Но рубить, кле­ пать, отбивать, бурить, трамбовать и т. д.— надо, без этого ни станка не сделаешь, ни руды не добудешь, ни дома не построишь. Издавна техническая мысль билась над тем, чтобы вложить новую силу в старые инстру­ менты. На помощь человеческой руке при­ шел сжатый воздух — появились пневмати­ ческие ударные машины (и молотки, и лом, и трамбовки), которые до сих пор остаются единственным средством механи­ зации во многих, к сожалению, слишком многих, производственных процессах. Почему к сожалению? Ну, во-первых, мо­ лоток есть молоток — каждая пневматиче­ ская ударная машина работает лишь при участии человека. По статистике, в стране насчитываются сотни тысяч таких механиз­ мов — сотни тысяч людей заняты своеоб­ разным механизированно-ручным трудом. Во-вторых, это по-прежнему тяжелый и не­ производительный труд. И в-третьих — са­ мое главное — небезопасен контакт челове­ ка с такой машиной: вибрация! В ряде специальных постановлений вни­ мание ученых и конструкторов обращается на создание вибробезопасных машин и ме­ ханизмов. Решением этой проблемы зани­ мается и Институт горного дела, где создан специальный кабинет ручных пневматиче­ ских машин ударного действия. Заведует кабинетом кандидат технических наук Ни­ колай Александрович Клушин. ...Завод «Снблнтмаш». Обрубной участок литейного цеха. Представьте себе огром­ ную, отлитую из чугуна станину весом в со­ рок тонн. Вот эту «детальку» надо, что на­ зывается, побрить, удалить с нее все «суч­ ки» и «задоринки». Иной сучок сам весит несколько килограммов, и это, между про­ чим, не дерево... А единственный пока меха­ нический помощник обрубщика — пневмо- молоток (по назначению его скорее можно было бы назвать пневмотопором), сам тре­ бующий от рабочего немалого физического напряжения. И задача тех, кто совершенст­ вует инструмент, сводится к уменьшению «усилия нажатия». Иван Федорович Усольцев и Владимир Ильич Бобровский рассказывают: — Вот уже несколько лет работаем клу- шинскнми молотками. По сравнению со ста­ рыми эти легче. У них удар чаще, произво­ дительность выше... «Клушннский» молоток самой последней, самой новой модификации сше лежит в тум­ бочке — только что получили для испыта­ ний. При мне его включили в первый раз. Собрались все обрубщики, смотрят с инте­ ресом. Несколько минут Бобровский рубит, остальные, внимательно наблюдая, перебра­ сываются репликами. Бобровский снимает защитные очки, гово­ рит не торопясь: — Кажется, этот еще легче. Хороший мо­ лоток. Но чтобы серьезно его оценить, нуж­ но испытать по-настоящему. «Настоящие испытания» — это шесть ме­ сяцев работы. На соседнем участке, где ра­ ботают стерженщицы, недавно сдал полуго­ довой экзамен другой инструмент, создан­ ный кабинетом Клушина в содружестве с новосибирским инженерно-строительным ву­ зом, — пневмотрамбовка. Как сказано в описании, «трамбовка типа ТПВ-7 предназначена для уплотнения земли в литейном производстве и может быть ис­ пользована в строительстве для уплотнения грунтов». Стерженщица Валентина Ильи­ нична Матвеева, полгода проработавшая но­ вой трамбовкой, говорит: удивляюсь, как это раньше справлялась со старой, теперь V меня от нее спина болит. Создатели меха­ низма пошли навстречу: не дожидаясь, пока ТПВ-7 запустят в серийное производство, подарили Валентине Ильиничне «персональ­ ную» новую трамбовку. Да и руководители «Сиблитмаша» решили не терять время: на­ ладили собственное производство трамбовок ТПВ-7, так выгодно отличающихся от преж­ них. В литейном прямо говорят: благодаря многолетним творческим контактам с со­ трудниками Института горного дела цех се­ годня имеет самые лучшие в стране ручные пневматические инструменты. В чем же все-таки их прогрессивность?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2