Сибирские огни, 1973, №4
кандидат технических наук Виталин Трофи мович Дзюбенко рассказывает: — Перед нами стояла задача механизиро вать под щитом все процессы — от выемки до транспортировки угля. Мы нашли такой способ... Он пригоден и для крутых, и для наклонных пластов. Машина получилась компактная, к тому же состоит она, в сущ ности, из известных блоков, что упрощает ее изготовление. ...На экране — полигонные испытания «Зиминца». Медленно движется под щитом подвешенная к нему отбойная машина с со крушительной зубчатой головкой. Испыта тельный углебетонный пласт крепче нату рального угольного, но машина идет без остановочно. Обрушенную ею добычу мето дично подбирает транспортный конвейер. Зрителей немного. Здесь только авторы проекта — ученые во главе с создателем щи товой системы членом-корреспондентом АН СССР Н. А. Чинакалом и гости из Зиминки, шахтеры, будущие владельцы машины. По лигонные испытания производят на них са мое благоприятное впечатление. Впереди — проверка в производственных условиях. Вес комплекса —тридцать тонн. Для срав нения укажем, что механизмы, которые бы ли созданы до сих пор, весили не меньше 200 тонн. «Зиминец» в три раза повышает производительность щитовой системы добы чи, вдвое удешевляет себестоимость угля. С понятиями «молоток», «лом», «трамбов ка» связаны наиболее тяжелые, наибо лее трудоемкие и наименее произво дительные процессы. Но рубить, кле пать, отбивать, бурить, трамбовать и т. д.— надо, без этого ни станка не сделаешь, ни руды не добудешь, ни дома не построишь. Издавна техническая мысль билась над тем, чтобы вложить новую силу в старые инстру менты. На помощь человеческой руке при шел сжатый воздух — появились пневмати ческие ударные машины (и молотки, и лом, и трамбовки), которые до сих пор остаются единственным средством механи зации во многих, к сожалению, слишком многих, производственных процессах. Почему к сожалению? Ну, во-первых, мо лоток есть молоток — каждая пневматиче ская ударная машина работает лишь при участии человека. По статистике, в стране насчитываются сотни тысяч таких механиз мов — сотни тысяч людей заняты своеоб разным механизированно-ручным трудом. Во-вторых, это по-прежнему тяжелый и не производительный труд. И в-третьих — са мое главное — небезопасен контакт челове ка с такой машиной: вибрация! В ряде специальных постановлений вни мание ученых и конструкторов обращается на создание вибробезопасных машин и ме ханизмов. Решением этой проблемы зани мается и Институт горного дела, где создан специальный кабинет ручных пневматиче ских машин ударного действия. Заведует кабинетом кандидат технических наук Ни колай Александрович Клушин. ...Завод «Снблнтмаш». Обрубной участок литейного цеха. Представьте себе огром ную, отлитую из чугуна станину весом в со рок тонн. Вот эту «детальку» надо, что на зывается, побрить, удалить с нее все «суч ки» и «задоринки». Иной сучок сам весит несколько килограммов, и это, между про чим, не дерево... А единственный пока меха нический помощник обрубщика — пневмо- молоток (по назначению его скорее можно было бы назвать пневмотопором), сам тре бующий от рабочего немалого физического напряжения. И задача тех, кто совершенст вует инструмент, сводится к уменьшению «усилия нажатия». Иван Федорович Усольцев и Владимир Ильич Бобровский рассказывают: — Вот уже несколько лет работаем клу- шинскнми молотками. По сравнению со ста рыми эти легче. У них удар чаще, произво дительность выше... «Клушннский» молоток самой последней, самой новой модификации сше лежит в тум бочке — только что получили для испыта ний. При мне его включили в первый раз. Собрались все обрубщики, смотрят с инте ресом. Несколько минут Бобровский рубит, остальные, внимательно наблюдая, перебра сываются репликами. Бобровский снимает защитные очки, гово рит не торопясь: — Кажется, этот еще легче. Хороший мо лоток. Но чтобы серьезно его оценить, нуж но испытать по-настоящему. «Настоящие испытания» — это шесть ме сяцев работы. На соседнем участке, где ра ботают стерженщицы, недавно сдал полуго довой экзамен другой инструмент, создан ный кабинетом Клушина в содружестве с новосибирским инженерно-строительным ву зом, — пневмотрамбовка. Как сказано в описании, «трамбовка типа ТПВ-7 предназначена для уплотнения земли в литейном производстве и может быть ис пользована в строительстве для уплотнения грунтов». Стерженщица Валентина Ильи нична Матвеева, полгода проработавшая но вой трамбовкой, говорит: удивляюсь, как это раньше справлялась со старой, теперь V меня от нее спина болит. Создатели меха низма пошли навстречу: не дожидаясь, пока ТПВ-7 запустят в серийное производство, подарили Валентине Ильиничне «персональ ную» новую трамбовку. Да и руководители «Сиблитмаша» решили не терять время: на ладили собственное производство трамбовок ТПВ-7, так выгодно отличающихся от преж них. В литейном прямо говорят: благодаря многолетним творческим контактам с со трудниками Института горного дела цех се годня имеет самые лучшие в стране ручные пневматические инструменты. В чем же все-таки их прогрессивность?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2