Сибирские огни, 1973, №3
ки, становятся как бы литыми из металла, и скрип снега под ними мер твенный. Тогда начинаешь обходить пост. У ограды из колючей проволоки, за полыном, метет поземка, дальше отрезок дорожки проходит в безветрии, и мороз мягкий, будто домашний. У кирпичных стен склада, пока осмат риваешь замки, лицо и бок обжигает мороз каменной плотности. Хочет ся удалиться от склада в затишье, где ветер не трогает, а холод неподви жен и равномерен. Ходьба не греет. Поэтому стоишь за углом, откуда всегда приходит смена. А стоять два часа. И потеряны ориентиры времени. Жжет руку накалившийся приклад, начинаешь стучать ботинком о ботинок. Пост номер два по охране артиллерийского склада. Солдаты его не любили. Удаленный от гарнизона, в проволочном заграждении и полыни, с длинными рядами зданий,— у меня он не вызывал чувства щемящего одиночества. Он даже нравился своей удаленностью, и я шел на него охотно, особенно ночью. За это солдаты считали меня покладистым парнем. Они не знали, что, заступив на пост, я обходил его и, чтобы не остывали ноги, в тени на углу начинал плясать. Под ботинками в снегу утрамбовывался пятачок. Снег леденел, и я уже слышал твердый и чет кий удар своих ботинок. Часами, с неутомимой фанатичностью, я искал ногами закономерность пляски, ее ритм, что составляет неповторимую ее легкость. Устав, я приостанавливался, прислушивался к ночи, к низкому небу за стеной полыни. Приходила тоска ожидания. Тогда я вспоминал освещенную сцену над своей головой, блеск баяна, крики возбуждения, музыку и легко отрешался от мороза, от ожидания смены, вспоминал и свой деревенский клуб, и того «салагу». И уже осознавал, что наконец-то мне понятна и доступна неуловимая тайна движений, которая до сих пор уходила от меня. Я очень легко вызывал мелодию своей плясовой. Слышал ее и ста рался воспроизвести все ее оттенки. Я мог зачинать ее снова и снова, как единственную дорожку пластинки. ...Говори 1хоть ты со мной, Гитара семистру-у-н-пая... Я искал мгновения ударов, сбивался и снова: ...Говори хоть гы со мцой... Не задерживаться на каблуке. Чуть приподнявшись на носках, на пружинить их. Оттолкнувшись левой ногой, сделать толчок, удар, а правую бросить вперед, как бы тяжелым резиновым носком успеть сделать два удара туда-обратно. Не шуршать, не тянуть, а отбить чет ко. Сзади, со щелчком, коснуться пола, а в это время левой... повторить все в мгновенной последовательности. Вы видели когда-нибудь, как пляшут цыгане? Их пляска захваты вает легкостью, каким-то шариковым прикосновением подошв. А все-то разнообразие пляски держится на одной закономерности ударов. Логически, воображением, за Зтим проследить невозможно. Это нужно только поймать в самом движении. ...Говори ХОТЬ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2