Сибирские огни, 1973, №3

ОТКУДА? С изы й таб ач ны й ды м п оглоти л Ю ж ­ ную А м ер и к у и ч ер е з А тл ан ти ч еск и й ок еан у ж е д о б и р ал ся до Е вропы . О т­ д ел ьны е его за в и т к и к л у б и л и сь д а ж е во л ь д а х А р кти к и . Е щ е н еск о л ьк о м и н ут, и глобус, с то ящ и й н а ш к а ф у , до лж ен бы л н ем и н уем о п о тон уть в п лотн о о к у ­ тавш ем уч и тел ьск ую ды м у. — Н а этом ,— с к а за л д и рек тор, р асп е­ ч а т ы в а я новую к оробк у «К азбека»,— м ы могли бы и за к о н ч и т ь н аш п едсовет. Но д ей стви тел ьн ость ст а в и т н а п овестк у д н я ещ е один вопрос. В ч ер а в к о м н ате д л я м ал ь ч и к о в н а втором э т а ж е т е х н и ч ­ кой о п ять н ай д ен о к у р о к си гар еты м а р ­ к и «П рима». Н аш долг о б я зы в ает всех нас зад у м ать ся: что это зн ач и т? Д и ректор за к у р и л и строго п р о д о л ­ ж ал : — П р еж д е всего это зн ач и т, что п р и ­ н яты е н ам и п р о ф и л а к ти ч е с к и е м еры о к а за л и с ь м ал о эф ф ек ти в н ы м и . С л едова­ тельно, н ам надо н ай ти , в чем п р о я в и ­ л ись зд есь н аш и у п ущ ен и я . С этой ц елью м ы все сей час п одел им ся опы том , что сделано н ам и в дан н ой области . К то в ы ­ ступ ит п ервы м , то в ар ищ и ? — д и р ек то р энерги чн о за тя н у л с я . — Я х о ч у с к а за т ь ,— тороп ли во с т р я х ­ нув п еп ел с си гареты , в с та л а л и т е р а т о р ­ ш а' Н и н а Л ьвовна.— В этом в аж н о м и ответствен ном м ер о п р и яти и , точн о т а к ж е, к а к и в лю бом другом , я п остоян но обращ аю сь к н еи сся к аем о м у и сто ч н и к у п о зн ан и я, веч н ом у в о сп и тателю вы со ­ к и х ч у в ств и всесторонн ем у у ч е б н и к у ж и зй и — н аш ей родной к л асси ч еск о й л и тературе. Т ак , н ап р и м ер , п р и п р о х о ж ­ ден и и бессм ертной п овести Н и к о л а я В аси л ьев и ч а Г оголя «Т арас Б у л ьб а» я всегда очен ь тщ ател ь н о зао стр яю в н и ­ м ан и е у ч ащ и х с я н а том , к а к образно, с к а к о й огром ной в ы р ази тел ьн о стью и эм оц и он ал ьн ой си лой в ы д аю щ и й ся х у д ож н и к сл о ва воспел п р и ч и н у гибели своего лю бим ого героя. В едь этот т р а г и ­ чески й сл у ч ай п р о и зош ел то л ьк о и з -з а того, что м огучи й в ож д ь удалого за п о ­ рож ского к а за ч е с т в а к у р и л и н е з а х о ­ тел в роковой м ом ент р ас с т а т ь с я со сво­ ей лю бим ой лю л ькой , его вер н о й с п у т­ н и ц ей в боях и п оходах. Д а, ж и зн ь его безврем ен н о оборвалась, но н а п р им ер е п ечальн ого к о н ц а его героич еской су д ь­ бы в п о дтек сте п р о и зв ед ен и я зв у ч и т ж и зн еу тв е рж д аю щ и й п р и зы в Гоголя: не курить! О на в звол н ован н о села. С ледующ ей говорила, к а т а я п о л и р о ­ ван ны м и н оготк ам и тон кую си гарету, п и о н ер в ож атая Т ан еч к а. — М ы .совм естно с В л а д и м и р К и р и л - л ы ч е м п ровод им сп о р ти в н ую и гр у м еж ­ д у о т р я д а м и под д еви зом : «П омни! П ио­ н ер н е ку р и т! З д о р о в ь е в ф и з к у л ь т у ­ ре!» В л ад и м и р К и р и л л ы ч , в ы н е х оти те р а с с к а за т ь об этой и гре? В л ад и м и р К и р и л л о в и ч , ф и з р у к , р а с ­ с к а з а т ь н е хо тел . О н бы л з а н я т : п о к а ­ з ы в а л за в у ч у по в о с п и та те л ь н о й рабо_те си гары , п р и в е зе н н ы е и з за гр ан и ч н о й ту р п о езд к и . В ы сту п и вш и й п осле Т а н е ч к и м а т е м а ­ ти к, п р и к у р и в а я о чередн ую п а п и р о су от то л ь к о что док у р ен н о й , п о вед ал , ч то на его у р о к а х у ч е н и к и си сте м а ти ч е с к и ре­ ш аю т п р и д у м а н н ы е им за д а ч и , в кото­ р ы х д ан о — с м е р т е л ь н а я д о за н и к о ти н а д л я р а з л и ч н ы х д ом аш н и х , а т а к ж е ди ­ к и х ж и в о т н ы х и с о д е р ж а н и е н и к о ти н а в одн ой е д и н и ц е к у р е н и я (под еди н и ц ей к у р е н и я п о н и м а е т с я п ап и р о са, си гарета и л и сигара). Т р еб у ется у зн а т ь , скол ько д о м аш н и х и л и д и к и х ж и в о т н ы х убьет п а ч к а д а н н ы х е д и н и ц к у р е н и я . З а т е м п р е п о д а в а т е л ь п е н и я, н е в ы п у ­ с к а я си га р е ты и зо рта, долго р а с с к а зы ­ в ал , к а к т а л а н т л и в о в о п л ощ е н а тем а борьбы с к у р е н и е м в п р о и зв ед ен и и к ом ­ п о зи т о р а Д ж е р о м а К е р н а «Дым идет в твои гл аза» и к а к ч е р е з п р о с л уш и в а ­ н и е этой и п о добны х ей п ь е с м ож н о до­ б и ться п о н и м а н и я р е б я т а м и вредности к у р е н и я , у И, н ако н ец , у ч и т е л ь р и с о в а н и я , щ е л ­ к а я от н е т е р п е н и я за ж и г а л к о й , с п а ф о ­ сом и в о о д уш ев л ен и ем п р о в о згл аси л : — Я в сегд а тр еб о в ал , ч то б ы а н т и к у ­ р и т е л ь н а я п р о п а га н д а в е л а с ь м о н ум ен ­ т а л ь н о — то л ьк о тогда о н а дости гнет своей ц ел и . В от и сей ч ас я за я в л я ю , что готов, п у с т ь д а ж е н а о бщ е с т в е н н ы х н а ­ ч а л а х , р а зр а б о т а т ь п р о е к т с к у л ь п т у р ­ н ой гр у п п ы , в ы р а ж а ю щ е й и дею в ои н ­ ствую щ его н е к у р е н и я в среде п одрост­ ков, к о т о р а я д о л ж н а бы ть в о зд в и гн у та п ер ед вхо д ом в ш к о л у . О н щ е л к н у л з а ж и г а л к о й ещ е р аз и, у б ед и вш и сь, ч то о н а у ж е н е работает, п р и к у р и л у соседа. Д и р ек то р , с и д я с н е за ж ж е н н о й п а п и ­ росой, н ер вн о л о м а л о дн у с п и ч к у з а др у ­ гой. К а за л о с ь бы , в се п редусм отрен о, п р и н я т о сто л ьк о п р о ф и л а к т и ч е с к и х мер, п едагоги п р я м о -т а к и го р ят ж ел ан и ем и ск о р ен и ть в ы я в л е н н о е зло. Т а к о тк у д а ж е эти с л у ч а и к у р е н и я ср ед и у ч ащ и х ­ ся? О ткуд а? ...В ф о р т о ч к у у ч и т е л ь с к о й р обк о п ро­ б и в ал ась т о н е н ь к а я с т р у й к а свеж его возд у х а. О. Костман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2