Сибирские огни, 1973, №3
му герою. «Остановите Потапова!» — ска зано слишком мягко. Таких, как Потапов, не остановишь. Их можно только... «с кор нем». И не это ли есть высшая награда для сатирика, когда созданный им тип вызы вает у читателя желание немедленно «из ничтожить» его, спустить вниз головой с на шей общественной лестницы? Однако суть рассказа Гр. Горина не ис черпывается главной его фигурой. Автор вполне определенно отвечает на вопрос: в чем причина живучести и процветания таких, как Потзпов? В рассказе отчетливо просматривается второй план, так сказать, «социальный пейзаж», на фоне которого живет и здравствует наш герой. Пейзаж этот составляют лица, с которы ми Потапов постоянно общается. Разные, очень разные лица, но все они единодушны в своих симпатиях к Потапову, все они принимают его просьбы, заверения и пред ложения за чистую монету, для всех их По тапов свой парень, миляга... Друг из ми нистерства постоянно одалживает ему ма шину, молоденькая завуч вся рдеет и тает от его комплиментов, предместкома за одно только обещание Потапова надеть красную повязку выдает ему билеты на спектакль; Наташа, услышав первые же слова раская ния, прощает ему полугодовую разлуку; да же таксист, на что уж нетерпимая к кап ризам и чудачествам клиентов личность, и тот покорно ждет Потапова у подъезда; даже жена, хоть и «хмуро» смотрит на По тапова и «отворачивается к стене», не подает пока что никаких признаков тре воги... И невольно возникает мысль: не это ли всеобщее благодушие, не эта ли нравствен ная инертность служат благоприятной сре дой для размножения и процветания По таповых? В этом отношении весьма много значительными представляются начало и конец рассказа. Вот как он начинается: «Ровно в семь утра звонок будильника вырвал Потапова из сна. Сон был цветной и приятный, снились Потапову море и кафе на скалах, где он сидел под пестрым зон тиком и кого-то ждал. Это ожидание было томительно и прекрасно...». А вот его концовка: «Ровно в двенадцать часов ночи Потапов начал сон...» Да, крепко спят Потаповы, легко живет ся Потаповым, потому что очень уверены они и в безнаказанности своей, и в инерт ности окружающих,— вот глубокий и горь кий смысл рассказа Гр. Горина. Стремление нарисовать колоритный, за поминающийся образ всегда отличает Лео нида Ленча, нашего старейшего «мастера смеха», чьи рассказы являются подлинным украшением юмористических полос. Вот один из последних его рассказов —«Утеши тель» («Литературная Россия», 1971, №49). Рассказ, дающий, на мой взгляд, вполне определенный ответ, где надо искать выход из тупика трафаретности, в каком пребы вает наша юмористика. Некоего Шагаева, «человека мрачного, желчного, всегда чем-то недовольного», на правляют выразить от имени месткома со болезнование сотруднику, у которого умер ла мать. «Я бы и сам пошел, но... хоккей се годня!—«смущенно» признается Шагаеву председатель месткома, — ЦСКА играет... Пойми меня, Павел Иванович, прости и... выручи!» И Павел Иванович «выручает». Придя к убитому;горем сотруднику, он на чинает жаловаться ему на свои семейные неурядицы, изливает душу и в итоге сам становится предметом утешения. «Не уны вай, Павел Иванович,—говорит Шагаеву тот, кого он пришел утешить.— Все обой дется... Ты, главное, не давай жизненному тонусу падать». Ситуация в рассказе, как видим, самая что ни на есть анекдотическая. Но у Ленча этот анекдот разыгрывают жи вые лица, здесь четко обозначены характе ры. Да и сама трагикомическая ситуация потому и возникает, что в роли «утешите ля» оказался человек душевно черствый, близорукий, не способный из-за своих ку хонных неприятностей увидеть чужое го ре... Нет, Леонид Ленч вовсе не сделал в этом рассказе никакого выдающегося ху дожественного открытия. Его Шагаев не более как один из дальних родственников «интеллигентного бревна» Архипа Елисеича Помоева из известного рассказа А. П. Че хова. Но разв.е это не прямая служебная обязанность юмориста — напомнить лиш ний раз о живучести подобного сорта лю дей?.. А сколько убийственной иронии в са мой завязке рассказа: председатель мест кома, заядлый болельщик, никак не может пропустить хоккейный матч с участием лю бимой команды и тонкое, деликатное дело поручает первому попавшемуся. Лишь бы выразить казенное соболезнование «от име ни и по поручению», лишь бы не подумал пребывающий в горе член профсоюза, что он «один остался на белом свете»... Вот как сразу наполняется «смыслом и значением» анекдотическая ситуация, стоит лишь «все лить» в нее живые характеры. В рассказе Мих. Левитина «Бывшая же на» («Нева», 1969, № 6) ситуация совсем из ряда вон выходящая. Человек, с трудом избавившийся от постылой глупой жены, снова оказывается с ней в родственных от ношениях. Только на сей раз его бывшая половина в результате ряда метаморфоз становится... его тещей. Но автор исполь зует этот головокружительный сюжетный трюк лишь как повод для создания остро го сатирического характера. Героиня рас сказа, склочница и сутяга, стремящаяся лю бой ценой взять верх над бывшим супру гом, — тип вполне реальный, Точно зафик сированный острым взглядом юмориста. К сожалению, подобного родз рассказы, где есть и сюжетная изюминка и интерес ные характеры, — почти археологическая редкость в отделах «Сатиры и юмора». По
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2