Сибирские огни, 1973, №3

ныне почти повсеместно предана забвению. Рассказы, созданные по принципу «коме­ дии характеров», стали нынче редким ис­ ключением. Ведущее место в разделах «Са­ тира и юмор» заняли рассказьнпарадоксы и рассказы-«хохмы», в которых главной юмористической предпосылкой служит не­ лепая, невероятная ситуация. И как ни остроумны бывают порой при­ думанные авторами анекдотические положе­ ния и эксцентрические трюки, рассказы эти, как правило, лишены острой сатирической направленности. По большей части, это просто цветочки «невинного юмора», пре­ следующие цель позабавить, потешить сни­ сходительного читателя. Могут, конечно, возразить — сейчас иные времена, социальное зло, против которого были направлены сатирические копья Гого­ ля, Чехова, Зощенко, ликвидировано, а по­ сему самым подходящим для наших дней является рассказ с остроумной завязкой и анекдотической ситуацией. Разумеется, многих социальных пороков, с какими стал­ кивались уважаемые классики, уже нет и в помине, рдвно как нет и «социальной базы» для появления новых унтерпришибеевых, человеков в футляре и прочих. Однако это вовсе не значит, что у нас нет типов и фи­ гур, достойных осмеяния и разоблачения не менее жестокого, чем подвергали ему своих «героев» классики-юмористы. 16 февраля 1972 года «Литературная га­ зета» опубликовала рассказ Гр. Горина «Остановите Потапова!», занявший чуть не всю «территорию» клуба «12 стульев». От­ метим сразу: сам факт, когда администра­ ция «ДС» вместо очередной порции микро­ юморесок предлагает читателю один боль­ шой рассказ,— явление чрезвычайное. Мне лично этот факт представляется вполне закономерным и объяснимым, ибо «Остановите Потапова!» действительно яв­ ление, примечательное- не только для твор­ чества талантливого юмориста Гр. Горина, но и для всей сегодняшней юмористики. Скажем прямо: от многочисленных юмо­ ристических творений, которые под разными соусами подаются на последнюю страницу «ЛГ», этот рассказ отличается настолько резко, что поначалу кажется очутившимся здесь просто по недоразумению. «Останови­ те Потапова!» производит впечатление доб­ ротного серьезного рассказа с ярко выра­ женной обличительной направленностью, которая заложена уже в его названии. Глубже вникнув в его смысл, начинаешь понимать, что серьезность эта происходит от беспощадной сатиры, пронизывающей буквально каждую строку. Истинная сатира, в отличие от развлека­ тельной юмористики, не всегда ведь и не обязательно может вызвать смех у читате­ ля. Есть сатира, заставляющая нас, преж­ де всего, ужаснуться и содрогнуться. Имен­ но .. такого рода «ужасающей» сатире я бы и отнес рассказ Гр. Горина. Нет, автор вовсе не «накручивает» в нем каких-либо гротесково-гиперболических ужасов. Он просто показывает один «обыкновенный» день из жизни своего героя. Потапов обыкновенный инженер, числящийся на ра боте в одном из отделов обыкновенного уч реждения. Встает он по обыкновению в 7. 0 утра, завтракает, выслушивая по обыкно вению жалобы жены на сына и по обыкно вению обещая сегодня же непременно зай ти в школу. Затем Потапов едет на служ бу, читая по дороге последний роман Ре марка; очутившись в своем отделе, прежде всего по обыкновению садится решать шах­ матную задачу, потом идет в коридор по­ курить, после обеда сидит на совещании у директора... Внешне все обыденно, за­ урядно в жизни обыкновенного специалиста с высшим образованием Потапова (и фа- милию-то ему автор дает самую что ни на есть затертую!). Однако за каждым его словом кроется ложь, за каждым поступ­ ком —подлость, которые — и ложь, и под­ лость —•от столь частого «прибегания» к ним стали для Потапова тоже самой обыкновенной нормой поведения. Давая точную фотографию одного «рабочего дня» Потапова, автор предоставляет . нам воз­ можность убедиться, какого поистине профессионального совершенства достиг его герой во вранье и лицемерии. Это надо просто иметь талант, чтобы уметь, как По­ тапов, умножая одну ложь на другую, по­ лучать всегда желаемый результат. Пота­ пов может, например, выпросить у друга из министерства легковую машину, чтобы пое­ хать на похороны, и на этой машине отпра­ виться в школу, где учится сын, а встретив там завуча, тут же сказать, что он едет на Таймыр, посему забежал только на минут­ ку. Он может пригласить на спектакль сек­ ретаршу Сонечку, просидеть с ней два акта, а потом, сказав, что у него заболел неожи­ данно сын, помчаться к другой знакомой Наташе. Причем он не забывает предвари­ тельно забежать в штаб народной дружи­ ны и взять красную повязку, чтобы оправ­ даться в дальнейшем перед женой. Кстати, именно за эту повязку Потапову, как доб- ровольцу-дружиннику, в месткоме дали два билета на «Гамлета»... Вот так легко, пря­ мо-таки с джеймс-бондовской ловкостью дурачит Потапов всех и вся. И только однажды за весь день выходит он из своей привычной роли «милого лже­ ца». Пробыв с Наташей ровно столько, что­ бы загладить вину перед женщиной, к ко­ торой не заходил полгода, Потапов гово­ рит: «Больше не могу, милая... У меня вни­ зу такси стучит». Но эта однажды невзна­ чай сказанная «правда» буквально до по­ трохов выворачивает изнанку Потапова. Автор здесь жесток, зол и беспощаден. Он действительно заставляет читателя содрог­ нуться, показывая, до какой низости может дойти человек, избравший аморализм прин­ ципом своей жизни. Тут хочется даже от­ части выразить несогласие с автором по по­ воду приговора, который он выносит свое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2