Сибирские огни, 1973, №3
ныне почти повсеместно предана забвению. Рассказы, созданные по принципу «коме дии характеров», стали нынче редким ис ключением. Ведущее место в разделах «Са тира и юмор» заняли рассказьнпарадоксы и рассказы-«хохмы», в которых главной юмористической предпосылкой служит не лепая, невероятная ситуация. И как ни остроумны бывают порой при думанные авторами анекдотические положе ния и эксцентрические трюки, рассказы эти, как правило, лишены острой сатирической направленности. По большей части, это просто цветочки «невинного юмора», пре следующие цель позабавить, потешить сни сходительного читателя. Могут, конечно, возразить — сейчас иные времена, социальное зло, против которого были направлены сатирические копья Гого ля, Чехова, Зощенко, ликвидировано, а по сему самым подходящим для наших дней является рассказ с остроумной завязкой и анекдотической ситуацией. Разумеется, многих социальных пороков, с какими стал кивались уважаемые классики, уже нет и в помине, рдвно как нет и «социальной базы» для появления новых унтерпришибеевых, человеков в футляре и прочих. Однако это вовсе не значит, что у нас нет типов и фи гур, достойных осмеяния и разоблачения не менее жестокого, чем подвергали ему своих «героев» классики-юмористы. 16 февраля 1972 года «Литературная га зета» опубликовала рассказ Гр. Горина «Остановите Потапова!», занявший чуть не всю «территорию» клуба «12 стульев». От метим сразу: сам факт, когда администра ция «ДС» вместо очередной порции микро юморесок предлагает читателю один боль шой рассказ,— явление чрезвычайное. Мне лично этот факт представляется вполне закономерным и объяснимым, ибо «Остановите Потапова!» действительно яв ление, примечательное- не только для твор чества талантливого юмориста Гр. Горина, но и для всей сегодняшней юмористики. Скажем прямо: от многочисленных юмо ристических творений, которые под разными соусами подаются на последнюю страницу «ЛГ», этот рассказ отличается настолько резко, что поначалу кажется очутившимся здесь просто по недоразумению. «Останови те Потапова!» производит впечатление доб ротного серьезного рассказа с ярко выра женной обличительной направленностью, которая заложена уже в его названии. Глубже вникнув в его смысл, начинаешь понимать, что серьезность эта происходит от беспощадной сатиры, пронизывающей буквально каждую строку. Истинная сатира, в отличие от развлека тельной юмористики, не всегда ведь и не обязательно может вызвать смех у читате ля. Есть сатира, заставляющая нас, преж де всего, ужаснуться и содрогнуться. Имен но .. такого рода «ужасающей» сатире я бы и отнес рассказ Гр. Горина. Нет, автор вовсе не «накручивает» в нем каких-либо гротесково-гиперболических ужасов. Он просто показывает один «обыкновенный» день из жизни своего героя. Потапов обыкновенный инженер, числящийся на ра боте в одном из отделов обыкновенного уч реждения. Встает он по обыкновению в 7. 0 утра, завтракает, выслушивая по обыкно вению жалобы жены на сына и по обыкно вению обещая сегодня же непременно зай ти в школу. Затем Потапов едет на служ бу, читая по дороге последний роман Ре марка; очутившись в своем отделе, прежде всего по обыкновению садится решать шах матную задачу, потом идет в коридор по курить, после обеда сидит на совещании у директора... Внешне все обыденно, за урядно в жизни обыкновенного специалиста с высшим образованием Потапова (и фа- милию-то ему автор дает самую что ни на есть затертую!). Однако за каждым его словом кроется ложь, за каждым поступ ком —подлость, которые — и ложь, и под лость —•от столь частого «прибегания» к ним стали для Потапова тоже самой обыкновенной нормой поведения. Давая точную фотографию одного «рабочего дня» Потапова, автор предоставляет . нам воз можность убедиться, какого поистине профессионального совершенства достиг его герой во вранье и лицемерии. Это надо просто иметь талант, чтобы уметь, как По тапов, умножая одну ложь на другую, по лучать всегда желаемый результат. Пота пов может, например, выпросить у друга из министерства легковую машину, чтобы пое хать на похороны, и на этой машине отпра виться в школу, где учится сын, а встретив там завуча, тут же сказать, что он едет на Таймыр, посему забежал только на минут ку. Он может пригласить на спектакль сек ретаршу Сонечку, просидеть с ней два акта, а потом, сказав, что у него заболел неожи данно сын, помчаться к другой знакомой Наташе. Причем он не забывает предвари тельно забежать в штаб народной дружи ны и взять красную повязку, чтобы оправ даться в дальнейшем перед женой. Кстати, именно за эту повязку Потапову, как доб- ровольцу-дружиннику, в месткоме дали два билета на «Гамлета»... Вот так легко, пря мо-таки с джеймс-бондовской ловкостью дурачит Потапов всех и вся. И только однажды за весь день выходит он из своей привычной роли «милого лже ца». Пробыв с Наташей ровно столько, что бы загладить вину перед женщиной, к ко торой не заходил полгода, Потапов гово рит: «Больше не могу, милая... У меня вни зу такси стучит». Но эта однажды невзна чай сказанная «правда» буквально до по трохов выворачивает изнанку Потапова. Автор здесь жесток, зол и беспощаден. Он действительно заставляет читателя содрог нуться, показывая, до какой низости может дойти человек, избравший аморализм прин ципом своей жизни. Тут хочется даже от части выразить несогласие с автором по по воду приговора, который он выносит свое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2