Сибирские огни, 1973, №3
свои благие намерения, к нему прибежал сосед дядя Вася: «Мне туточки, близехонь ко... Только на пятнадцать минут назад... Душа горит... Водку-то до восьми продают, а сейчас девятый...» И, разумеется, из затеи спасти гения русской поэзии ничего не вы ходит. «Назавтра,—сообщает герой,— я ра зобрал свою машину, а из ее частей собрал телевизор». А вот еще один чудак (в смысле один и тот же). Пришел человек на работу и нашел пять рублей (рассказ Владимира Тумано ва «Объявление», «Литературная газета», 1971, № 46). Конечно же, наш герой, следуя чувству долга и чести, вывешивает объявле ние: «Кто потерял пять рублей, прошу об ратиться к Орехову». И... начинается по вальное шествие: шесть человек приходят к бедному честному герою, и каждый тре бует «свою» пятерку. В итоге герой раздает всю наличность и бежит в кассу взаимопо мощи. Подобного рода злоключения происхо дят и во многих других рассказах самых различных авторов. То нашего героя Прия тель берет в свидетели, чтобы в его присут ствии сказать своему начальнику всю прав д у—и, конечно же, «по собственному же ланию» увольняют этого единственного нес частного свидетеля (Ар. Инин, Л. Осадчук «Все кончилось хорошо...», «Юность», 1970, № 4). То герой мечется в поисках двухко пеечной монеты, чтобы позвонить в услов ленное время любимой девушке, обращает ся к разным людям, и его последовательно принимают: а) за искателя легких знакомств с девушками; б) за «алкаша», собирающего на бутылку; в) просто за попрошайку (Ле онид Нерсесов «Двухкопеечная монета», «Юность», 1970, № 7). То, наблюдая за съемками фильма, герой падает с забора и его тут же приглашают дублировать актера, у которого никак не получается падение. Герой соглашается, блестяще совершает па дение и с тех пор становится неизменным исполнителем подобных трюков в фильмах; падает с крыш домов, с колоколен, с кав казских вершин, с хребта Черского, с Пами ра, с Останкинской телебашни, падает до тех пор, пока некий боксер-перворазрядник, приревновав «знаменитость» к своей невес те, не спускает его «по-настоящему» с лест ницы (В. Прохоров «Падающая звезда», «Литературная Россия», 1972, № 7). Так и кочует из рассказа в рассказ этот несчастный «я», незлобивый чудак и рото зей, служащий для авторов главной ми шенью их острот, терпеливо сносящий все шишки и оплеухи... Но всякое зло, даже самое мизерное и микроскопическое, имеет своего конкретного «породителя», за всяким безобразием стоят люди, несущие за него конкретную ответственность. И именно на этих «породителей» и «носителей» должна прежде всего обрушиться наша юмористика, изобличить их, высмеять «вдрызг», как го ворил Маяковский. Что же делают наши уважаемые авторы? Наружно они как буд то и пытаются изобличить, вывести на чи стую воду... но кого именно? В их расска зах фигурируют дефицитные открывалки для пива, потерянные кепки, двухкопеечные монеты и пятирублевые ассигнации, грубые начальники и жадные соседи, но... все. это предметы и лица чисто условные, ничего и никого собой не олицетворяющие. Они лишь констатируют, что у нас не. все еще в по рядке, что у нас есть еще и хапуги, и гру бияны, и бюрократы, однако ни гнева, ни негодования ни у кого не вызывают. Они просто берутся авторами как «исходные данные» для создания смехотворной ситуации, для сочинения очередной «хохмы». А главный объект смеха все тот же «я», все тот же «шишкополучатель», которому не привыкать, который понимает, что так и должно быть, так и будет, потому что за безобразия никто не отвечает, авторы нико го в них не винят, никого не привлекают. Их задача — влепить еще одну оплеуху, насадить еще одну шишку своему герою, а тот все снесет и стерпит — ведь он «такой юморной». Однако терпеливо снося все подзатыльни ки и оплеухи, герой сам сыграл злую шутку с нашими юмористами. Этот милый чудак, кочуя из рассказа в рассказ, оставил на каждом из них весьма отчетливую отмети ну, которая и в литературном, и в канце лярском обиходе носит название единое — штамп. Только штампом можно объяснить пора зительное стилевое однообразие большин ства юмористических рассказов с их бес конечными «меня назначили», «меня выз вали»', «стою я как-то», «сижу я как-то», «иду я как-то» и т. д. и т. п. Честное слово, порой, прочитав кряду энное коли чество юмористических опусов, ловишь себя на мысли: не одним ли автором все это создано, настолько схожи в них «творче ские почерки», манера изложения, способы построения сюжета и диалога. Только штампом можно объяснить и та кой факт, что в потоке современной юмо ристики встречаются порой удивительные аналогии и совпадения. К, примеру, упомя нутый нами рассказ «Машина времени» — почти двойник рассказа «В порядке исклю чения» В. Надеина, опубликованного в «Ли тературной газете» пять лет назад. В осно ве рассказа «Объявление» точно такая же завязка, как в юмореске А. и Л. Шаргород- ских «Спички» (см. «Литературную газету», 1968, № 31). А если вы прочитаете в жур нале «Юность», № 10 за 1971 г. рассказ М. Димента «Симулянт», вам сразу придет на память одна из известных миниатюр из репертуара Аркадия Райкина. Но дело не только в этих сюжетно-ком позиционных «похожестях», которые, впол не допускаю, могли быть непроизвольными и неумышленными. Вся беда в другом. Ав торы, дружно потешаясь над своим неза дачливым героем, сводят но большей части
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2