Сибирские огни, 1973, №3
нашем общественном сознании, все формы проявления бюрократизма и чиновничест ва, равно как и борьба с пьянством, хули ганством, рвачеством, моральной нечистоп лотностью,— все это давно стало достоя нием наших мастеров смеха. При этом разнообразию тематическому соответствует и разнообразие жанровое. Когда читаешь подряд нашу периодиче скую юмористику, невольно поражаешься обилию всевозможных рубрик, под кото рыми подаются читателю произведения юмористов. Система здесь настолько слож на, что с ней- может конкурировать' разве что наше футбольное хозяйство с его мно гочисленными лигами, группами, подгруп пами, зонами. В самом деле, каких только не встретишь подзаголовков, читая юмори стические опусы! «Тир ДС», «Смех сквозь прозу», «Ироническая проза», «Стнхопро- за», «Из цикла «рассказики» и т. п. Однако вот что странно: при всем своем тематиче ском и жанровом многообразии юмористи ка наших дней упорно стремится к по искам каких-то универсальных, раз на всегда отработанных приемов, стремится зачастую рассмешить читателя, указывая пальцем на одно и то же лицо. Подавляющее большинство произведе ний наших юмористов действительно вроде бы «цепляют» и «поддевают» насущные беды и недостатки, но, читая их, прихо дишь к выводу, что смеются авторы вовсе не над явлениями, казалось бы, по всем данным, подлежащими беспощадному осуждению. На поверку получается, что все эти беды в сфере обслуживания, про явление бюрократизма и т. д. (см. перечень 35 строками выше),— служат авторам для создания комической ситуации, а главным объектом смеха выступает герой рассказа. Но только не герой-носитель этих обще ственных зол, а герой-етрадатель от этих зол. Так что на вопрос: «Чему смеетесь?» —можно ответить словами того же Город ничего: «Над собой смеетесь!» Наши юмористы и сатирики давно уже взяли за правило вести рассказ от перво го лица. «Я изобрел машину времени», «Падать я начал совершенно случайно», «У входа в наше КБ я нашел пятерку», «Я написал пьесу», «Оставил я свою кепку в гостинице города О». Именно так начи наются многие юмористические истории, где главным героем является «личное ме стоимение». Причем это самое «я» высту пает не столько б роли рассказчика, сколь ко в роли добровольного клоуна, некоего подопытного субъекта, с которым авторы могут делать все, что им заблагорассудит ся. И при этом, несмотря на великое мно жество нелепых положений, в какие ставят авторы своего героя, он удивительно по стоянен, невозмутим и неизменен. Похоже, юмористы нашли единый стереотип, «стан дарт» героя, которого можно бесконечное число раз подвергать самым невероятным испытаниям, как это делали в далекие времена с кукольным Петрушкой. Кто же такой этот «я», неизменно кочующий из рассказа в рассказ, несущий на себе всю нелегкую «смеховую» нагрузку? Героиня одного фильма говорит нодру. ге о своем муже: «Он у меня такой юмор ной!» Думается, это бойкое словцо (сом нительного, правда, лексического достоин- ства) лучше всего подходит для характери стики нашего «героя-универсала». Уникальный «я» — действительно чело век не от мира сего, его основное свой ство — все принимать на веру, все пони мать буквально, не отказывать никому ни в какой просьбе, добросовестно исполнять все, что предписывают инструкции и непи саные законы долга и чести. Причем этот буквализм сочетается у него с фаталисти ческой настойчивостью и «железобетонной» последовательностью. Стоит нашему герою ухватиться за какую-нибудь идею, полу чить от кого-нибудь задание или просто услышать просьбу, и он начнет претворять все это в жизнь немедленно, любой ценой и вопреки всему. Вот группа друзей, собравшихся в но мере гостиницы, поручает нашему герою найти открывалку для пива (Гр. Горин, «Чем открывается пиво...», «Литературная газета», 1968, № 51). И герой начинает по иски: сначала обращается к коридорной, потом к буфетчице, потом идет по магази нам, нигде не найдя требуемого инструмен та, летит на юг, плавает по морям и океа нам и везде спрашивает, ищет злосчастную открывалку. А когда н'аходит, наконец, и возвращается к друзьям, открывалка оста ется забытой в такси. И все начинается сначала, как в сказке про белого бычка. Герой рассказа Н. и В. Захаровых «Ма шина времени» изобрел машину времени («Юность», 1971, № 1). На этой машине он задумал попасть в 1837 год, вызвать на дуэль Дантеса («Имея первый разряд по стрельбе, можно не беспокоиться за резуль тат подобного поединка»,— уверенно заявля ет герой) и тем самым спасти Пушкина, за тем «съездить лет на 800 назад -- интересно, почему Юрий Долгорукий основал столицу России на берегу реки Москвы», потом «мах нуть» к Наполеону, побывать на репетиции у Станиславского. Но не тут-то было. Род ственники и соседи, прослышав о чудесном изобретении, организуют к герою целое па ломничество: один просит достать шкуру мамонта («Я из нее дубленку сделаю»), дру гому позарез нужна гитара образца XIX ве ка, какая-то Валечка потребовала даже снять сапоги с «самого Ивана Грозного»... И герой, не в силах отказать близким людям, летает- по разным векам и эпохам, удовлет воряя их просьбы. Под конец, когда наш герой совсем уж было собрался исполнить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2