Сибирские огни, 1973, №3

Владимир ШАПОШНИКОВ ш ©имеетесь?“ Несколько похвальных слов предмету нашего разговора Как утверждают медики, чем больше че­ ловек смеется, тем больше у него шансов прожить до ста лет. А если верить психо­ логам и экономистам, здоровый смех спо­ собствует повышению производительности труда, ибо человек, приступающий к рабо­ те в хорошем, приподнятом настроении, способен творить настоящие производст­ венные чудеса... Словом, смеяться «в наш нервный атомный век» надо как можно больше и чаще. И если принять во вни­ мание, что смех — не только одно из эф­ фективных средств предотвращения сер­ дечно-сосудистых заболеваний, но и гроз­ ное оружие в борьбе со всякого рода «остатками», «пережитками», «сорняками», имеющими еще более или менее постоянное место в нашем обществе,— тогда станет бесспорным, как необходима нам хорошая, добротная юмористика. Юмористика, если так позволительно вы­ разиться, показатель общего тонуса, степе­ ни жизнестойкости нашего социального организма. Чем чаще и громче раздается смех со страниц журналов и газет, с эк­ ранов и театральных подмостков, тем больше вселяет он в нас бодрости и уверен­ ности, тем больше убеждаемся мы в наших возможностях устранить все помехи и бе­ ды, мешающие нам нормально жить, дышать и работать. Итак,— Дорогу юмористике! Уже давно в большинстве толстых жур­ налов, в менее солидных (по объему!) еженедельниках, равно как и во многих га­ зетах, заведены регулярные отделы. «Са­ тира и юмор», «Зеленый портфель», «Чу­ дак», «Пылесос», «12 стульев», «Сквозня­ чок», «Колючка» — эти и подобные им ин- тригующе-зазывающие рубрики встреча­ ются на последних страницах периодиче­ ских изданий. Солидное юмористическое хозяйство у нас налицо, хозяйство это налаженное, прочное; юмор, как видим, имеет полно­ правное представительство на страницах подавляющего большинства периодиче­ ских изданий. Другое дело, что отводят ему там, как правило, самые последние ко­ лонки, самые «задворки», о чем уже с оби­ дой и не однажды говорили сами юмори­ сты. Но на эту претензию мы им сразу воз­ разим, чуточку переиначив известную пос­ ловицу: не место в журнале красит произ­ ведение, а произведение — журнал. Ранние чеховские рассказы появлялись на страни­ цах далеко не самых почтенных отечест­ венных журналов, однако все эти «Бу­ дильники», «Стрекозы», «Осколки», «Лист­ ки» потому и вошли в историю русской литературы, что их в свое время «осчаст­ ливил» неистощимый выдумщик и острослов Антоша Чехонте. Под обложкой журнала все равны и все имеют равное право как на читательское внимание, так и на внима­ ние критики. Вот мне и хочется произвести нечто вро­ де ревизии в нашем юмористическом хо­ зяйстве хотя бы в пределах последних 2—3 лет, спокойно еще раз пройтись по от­ делам сатиры и юмора и попытаться выяс­ нить, чем жива и чем болеет наша сегод­ няшняя текущая юмористика, какие вызы­ вает она насущные проблемы и какие проб­ лемы следует поставить перед ней самой, как перед явлением сложившимся и тре­ бующим к себе не только читательского внимания... Именно бессмертную реплику гоголев­ ского Городничего я вспомнил, когда при­ ступил к своей критической ревизии. Ведь ценность юмористики, как и любой другой «отрасли» литературы, определяется, преж­ де всего, степенью охвата ею насущных проблем, глубиной проникновения в са­ мые различные жизненные явления. Даже беглое, «лоскутное» знакомство с современной юмористикой наглядно сви­ детельствует, что уж в чем, в чем, но в «оторванности от жизни» ее никак не уп­ рекнешь. Зоркое око наших юмористов всевидяще, их взгляд всепроникающ и без­ жалостен. Все беды нашей многострадаль­ ной сферы обслуживания, все прорехи в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2