Сибирские огни, 1973, №3
Владимир ШАПОШНИКОВ ш ©имеетесь?“ Несколько похвальных слов предмету нашего разговора Как утверждают медики, чем больше че ловек смеется, тем больше у него шансов прожить до ста лет. А если верить психо логам и экономистам, здоровый смех спо собствует повышению производительности труда, ибо человек, приступающий к рабо те в хорошем, приподнятом настроении, способен творить настоящие производст венные чудеса... Словом, смеяться «в наш нервный атомный век» надо как можно больше и чаще. И если принять во вни мание, что смех — не только одно из эф фективных средств предотвращения сер дечно-сосудистых заболеваний, но и гроз ное оружие в борьбе со всякого рода «остатками», «пережитками», «сорняками», имеющими еще более или менее постоянное место в нашем обществе,— тогда станет бесспорным, как необходима нам хорошая, добротная юмористика. Юмористика, если так позволительно вы разиться, показатель общего тонуса, степе ни жизнестойкости нашего социального организма. Чем чаще и громче раздается смех со страниц журналов и газет, с эк ранов и театральных подмостков, тем больше вселяет он в нас бодрости и уверен ности, тем больше убеждаемся мы в наших возможностях устранить все помехи и бе ды, мешающие нам нормально жить, дышать и работать. Итак,— Дорогу юмористике! Уже давно в большинстве толстых жур налов, в менее солидных (по объему!) еженедельниках, равно как и во многих га зетах, заведены регулярные отделы. «Са тира и юмор», «Зеленый портфель», «Чу дак», «Пылесос», «12 стульев», «Сквозня чок», «Колючка» — эти и подобные им ин- тригующе-зазывающие рубрики встреча ются на последних страницах периодиче ских изданий. Солидное юмористическое хозяйство у нас налицо, хозяйство это налаженное, прочное; юмор, как видим, имеет полно правное представительство на страницах подавляющего большинства периодиче ских изданий. Другое дело, что отводят ему там, как правило, самые последние ко лонки, самые «задворки», о чем уже с оби дой и не однажды говорили сами юмори сты. Но на эту претензию мы им сразу воз разим, чуточку переиначив известную пос ловицу: не место в журнале красит произ ведение, а произведение — журнал. Ранние чеховские рассказы появлялись на страни цах далеко не самых почтенных отечест венных журналов, однако все эти «Бу дильники», «Стрекозы», «Осколки», «Лист ки» потому и вошли в историю русской литературы, что их в свое время «осчаст ливил» неистощимый выдумщик и острослов Антоша Чехонте. Под обложкой журнала все равны и все имеют равное право как на читательское внимание, так и на внима ние критики. Вот мне и хочется произвести нечто вро де ревизии в нашем юмористическом хо зяйстве хотя бы в пределах последних 2—3 лет, спокойно еще раз пройтись по от делам сатиры и юмора и попытаться выяс нить, чем жива и чем болеет наша сегод няшняя текущая юмористика, какие вызы вает она насущные проблемы и какие проб лемы следует поставить перед ней самой, как перед явлением сложившимся и тре бующим к себе не только читательского внимания... Именно бессмертную реплику гоголев ского Городничего я вспомнил, когда при ступил к своей критической ревизии. Ведь ценность юмористики, как и любой другой «отрасли» литературы, определяется, преж де всего, степенью охвата ею насущных проблем, глубиной проникновения в са мые различные жизненные явления. Даже беглое, «лоскутное» знакомство с современной юмористикой наглядно сви детельствует, что уж в чем, в чем, но в «оторванности от жизни» ее никак не уп рекнешь. Зоркое око наших юмористов всевидяще, их взгляд всепроникающ и без жалостен. Все беды нашей многострадаль ной сферы обслуживания, все прорехи в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2