Сибирские огни, 1973, №3

ной и выстраданной, путь к которой был так труден и долог. Автор не прибавляет больше ничего к ис­ тории Улиньки и Алексея. Он оставляет их в том высшем ощущении счастья, когда лю­ бовь осознает сама себя. Мы видим, как полно и красиво раскрывается личность че­ ловека, когда любовь его одухотворена вы­ сокими совместными целями. Роман «Соль земли» глубоко оптимисти­ чен — и не только потому, что он заканчи­ вается победой тех сил, которые определя­ ют поступательное движение советского об­ щества. Он утверждает нравственную кра­ соту личности и проникнут глубокой верой в творческие возможности человека, в его счастье. Мы помним начало романа —картину трудной, запаздывающей весны. «И хотя весна запаздывала, все на улуюльской зем­ ле происходило так, как и год, и десять, и сто лет назад. Только люди не могли и не хотели повторять прожитого. Весна этого года не походила у них ни на какую дру­ гую, пережитую когда-либо раньше...» Заканчивается роман описанием надви­ гающейся зимы в Улуюлье, выделенным, как эпилог. И снова звучит та же, что и в нача ле, фраза, но разрешается она по-иному: «Все, все на Улуюльской земле происходило так, как и год, и десять, и сто лет назад. только люди не могли и не хотели повто­ рять прожитого. В безбрежном океане жиз­ ни они прокладывали новые, никем еще не изведанные пути». Люди не могут и не хотят повторять прожитого. Повторять — значит стоять на месте, значит отстать от времени. Автор по­ казал своих героев в движении, в борьбе, в преодолении и обретении нового. И остав­ ляет он их не успокоенными достигнутым, но снова в движении, прокладывающими «новые, никем еще не изведанные пути». В романе проявилось зрелое мастерство писателя в изображении общественной жиз­ ни, ее глубинных явлений и тенденций раз­ вития. В ряду произведений советской ли­ тературы, обращенных к современности, ро­ ман занял свое видное место, как художест­ венное исследование действительности, в ко­ тором ярко запечатлены типы и характеры лучших представителей народа, коммунис­ тов,— всех тех, кого поистине можно наз­ вать «солью земли».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2