Сибирские огни, 1973, №3

психологией перешла из области матери­ альной (экономический капитализм у нас давно разбит) в область духовную». Как тут возражать? Все это действитель­ но так. Беда только в том, что плагиат — есть плагиат, и эти справедливые слова ни­ какого отношения к грязной истории Бене­ диктина не имеют. Но искусство игрока, ко­ торым овладел в таком совершенстве Бене­ диктин, в том-то и состоит, что он умеет своим, мягко говоря, неприглядным дейст­ виям дать освещение с помощью справедли­ вых и дорогих всем мыслей и слов. Отде­ лить одно от другого тут не так-то просто. Именно на это он и рассчитывает. Но на чи­ тателя его игра не действует, поскольку пи­ сатель показывает Бенедиктина и «наеди­ не с собой», в своих размышлениях, кото­ рые ему не надо маскировать, и в общении с самыми разными людьми, где он предста­ ет в своем истинном свете. Отсюда и эта двойственность зрения. Отчетливые, заостренные линии, которы­ ми очерчен этот социально опасный тип де­ магога и политического приспособленца, из­ вестное сгущение красок,— все это безус­ ловно оправдано. Характерно, что разоблачение Бенедикти­ на связано с разрешением общего конфлик­ та. Тут действует очевидная закономер­ ность: чем шире, полнее, глубже обществен­ ная атмосфера будет способствовать выяв­ лению творческого начала в жизни, тем труднее придется Бенедиктиным, тем ско­ рее они обнаружат свою подлинную сущ­ ность. В конце концов, логика общественно­ го развития рано или поздно приведет к «вымыванию» Бенедиктиных, к какой бы изощренной мимикрии они ни прибегали. А с другой стороны, история взаимоотно­ шений и разрыв Бенедиктина с Мариной Строговой освещает затронутую выше проб­ лему изображения целостного, активного героя, для которого общественная позиция является выражением нравственных прин­ ципов и неотделима от всей его жизни. Такова, как мы уже говорили, Марина Строгова. Ее разрыв с мужем, как ей ка­ жется, лишает ее, уже немолодую женщину, надежд на счастье, но, тем не менее, является утверждением своих нравственных принципов, целостности своей личности. В ином, счастливом разрешении раскры­ вается эта проблема во взаимоотношениях Алексея Краюхина и Улиньки. Улинька и Алексей Краюхин—любимые герои писателя. Каждый из них наделен те­ ми чертами, которые полно отвечают пред­ ставлениям художника о целостном, гармо­ ничном человеке. Для Улиньки, как и для Алексея, как и для Марины, немыслим раз­ лад между личным и общественным, между сердцем и разумом: они ощущают себя не­ расторжимой частью того мира, в котором выросли и воспитались, чьи нравственные принципы восприняли, можно сказать, с молоком матери, как воспринимается род­ ной язык — однажды на всю жизнь, и уже невозможно ни мыслить, ни чувствовать вне этого языка. Мир этот — советский, со всем тем, что неотделимо от этого широкого и емкого понятия. Для людей, воспитанных в этом мире, не существует «двух моралей» — одна для себя, другая—для других. В са­ мые трудные минуты жизни, когда Прита­ ежный райком исключает его из партии, Алексею Краюхину и в голову не может прийти мысль, что в его бедах виновато об­ щество, он убежден, что истины, которые он отстаивает, как раз и выражают дух и мораль его общества. Ошибается не об­ щество в целом, а люди, которые не понима­ ют задач, диктуемых временем. В этом убеждает его и та поддержка, которую Кра­ юхин встречает у самых разных людей — Лисицына, Ульяны, Добролетова, Максима и Марины Строговых... Пусть все они в ка­ кой-то момент не могут повлиять на его судьбу — Краюхину важно другое: убеж­ денность в своей правоте. А правда всегда восторжествует в конечном счете— в этом Краюхин не сомневается. Об этом уже говорилось, здесь важно еще раз подчеркнуть особенность характера Алексея Краюхина, которая определяет его облик, ибо именно обаяние внутренней цель­ ности, нравственной силы, присущее Краю- хину, и рождает любовь к нему Улиньки. Писатель раскрывает любовь как гармо­ ничное чувство, светлое и радостное, вырас­ тающее из духовной общности. Но прежде, чем оно развернется, мы зна­ комимся с характером Улиньки. Перед на­ ми возникает обаятельный в своей искрен­ ности и чистоте чувств образ таежной де­ вушки, сильной, смелой, прямой и, в то же время, душевно чуткой и беззащитной в сво­ ей житейской неопытности, наделенной уди­ вительным даром понимания природы, ее поэзии и красоты. Медленно, трудно растет внутреннее сбли­ жение между Алексеем и Улинькой. Девуш­ ка всячески скрывает свое чувство, сначала боится признаться в нем даже самой себе, потом понимает, что любит, но страшится выдать свое чувство Краюхину. Для нее наступает пора сомнений, надежд, горестей и страдания неразделенной любви. И тут вдруг со всей обостренностью чувств она угадывает, что между ней и Алексеем стоит другая девушка. Обстоя­ тельства складываются так, что Улиньке и Алексею приходится работать вдвоем в тай­ ге, и она видит, как меняется его настрое­ ние, когда он получает письма от Софьи, которая (это Улинька понимает сразу) лю­ бит Алексея. Дни, проведенные в тайге с Алексеем,— тяжелое испытание для Улиньки. Именно в эти дни, полные сомнений и горьких мыс­ лей, во всей привлекательности раскрывает­ ся ее внутренний мир, стойкость и самоот­ верженность, душевная красота. Когда ей кажется, что Алексей не любит ее, Улинька

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2