Сибирские огни, 1973, №3
психологией перешла из области матери альной (экономический капитализм у нас давно разбит) в область духовную». Как тут возражать? Все это действитель но так. Беда только в том, что плагиат — есть плагиат, и эти справедливые слова ни какого отношения к грязной истории Бене диктина не имеют. Но искусство игрока, ко торым овладел в таком совершенстве Бене диктин, в том-то и состоит, что он умеет своим, мягко говоря, неприглядным дейст виям дать освещение с помощью справедли вых и дорогих всем мыслей и слов. Отде лить одно от другого тут не так-то просто. Именно на это он и рассчитывает. Но на чи тателя его игра не действует, поскольку пи сатель показывает Бенедиктина и «наеди не с собой», в своих размышлениях, кото рые ему не надо маскировать, и в общении с самыми разными людьми, где он предста ет в своем истинном свете. Отсюда и эта двойственность зрения. Отчетливые, заостренные линии, которы ми очерчен этот социально опасный тип де магога и политического приспособленца, из вестное сгущение красок,— все это безус ловно оправдано. Характерно, что разоблачение Бенедикти на связано с разрешением общего конфлик та. Тут действует очевидная закономер ность: чем шире, полнее, глубже обществен ная атмосфера будет способствовать выяв лению творческого начала в жизни, тем труднее придется Бенедиктиным, тем ско рее они обнаружат свою подлинную сущ ность. В конце концов, логика общественно го развития рано или поздно приведет к «вымыванию» Бенедиктиных, к какой бы изощренной мимикрии они ни прибегали. А с другой стороны, история взаимоотно шений и разрыв Бенедиктина с Мариной Строговой освещает затронутую выше проб лему изображения целостного, активного героя, для которого общественная позиция является выражением нравственных прин ципов и неотделима от всей его жизни. Такова, как мы уже говорили, Марина Строгова. Ее разрыв с мужем, как ей ка жется, лишает ее, уже немолодую женщину, надежд на счастье, но, тем не менее, является утверждением своих нравственных принципов, целостности своей личности. В ином, счастливом разрешении раскры вается эта проблема во взаимоотношениях Алексея Краюхина и Улиньки. Улинька и Алексей Краюхин—любимые герои писателя. Каждый из них наделен те ми чертами, которые полно отвечают пред ставлениям художника о целостном, гармо ничном человеке. Для Улиньки, как и для Алексея, как и для Марины, немыслим раз лад между личным и общественным, между сердцем и разумом: они ощущают себя не расторжимой частью того мира, в котором выросли и воспитались, чьи нравственные принципы восприняли, можно сказать, с молоком матери, как воспринимается род ной язык — однажды на всю жизнь, и уже невозможно ни мыслить, ни чувствовать вне этого языка. Мир этот — советский, со всем тем, что неотделимо от этого широкого и емкого понятия. Для людей, воспитанных в этом мире, не существует «двух моралей» — одна для себя, другая—для других. В са мые трудные минуты жизни, когда Прита ежный райком исключает его из партии, Алексею Краюхину и в голову не может прийти мысль, что в его бедах виновато об щество, он убежден, что истины, которые он отстаивает, как раз и выражают дух и мораль его общества. Ошибается не об щество в целом, а люди, которые не понима ют задач, диктуемых временем. В этом убеждает его и та поддержка, которую Кра юхин встречает у самых разных людей — Лисицына, Ульяны, Добролетова, Максима и Марины Строговых... Пусть все они в ка кой-то момент не могут повлиять на его судьбу — Краюхину важно другое: убеж денность в своей правоте. А правда всегда восторжествует в конечном счете— в этом Краюхин не сомневается. Об этом уже говорилось, здесь важно еще раз подчеркнуть особенность характера Алексея Краюхина, которая определяет его облик, ибо именно обаяние внутренней цель ности, нравственной силы, присущее Краю- хину, и рождает любовь к нему Улиньки. Писатель раскрывает любовь как гармо ничное чувство, светлое и радостное, вырас тающее из духовной общности. Но прежде, чем оно развернется, мы зна комимся с характером Улиньки. Перед на ми возникает обаятельный в своей искрен ности и чистоте чувств образ таежной де вушки, сильной, смелой, прямой и, в то же время, душевно чуткой и беззащитной в сво ей житейской неопытности, наделенной уди вительным даром понимания природы, ее поэзии и красоты. Медленно, трудно растет внутреннее сбли жение между Алексеем и Улинькой. Девуш ка всячески скрывает свое чувство, сначала боится признаться в нем даже самой себе, потом понимает, что любит, но страшится выдать свое чувство Краюхину. Для нее наступает пора сомнений, надежд, горестей и страдания неразделенной любви. И тут вдруг со всей обостренностью чувств она угадывает, что между ней и Алексеем стоит другая девушка. Обстоя тельства складываются так, что Улиньке и Алексею приходится работать вдвоем в тай ге, и она видит, как меняется его настрое ние, когда он получает письма от Софьи, которая (это Улинька понимает сразу) лю бит Алексея. Дни, проведенные в тайге с Алексеем,— тяжелое испытание для Улиньки. Именно в эти дни, полные сомнений и горьких мыс лей, во всей привлекательности раскрывает ся ее внутренний мир, стойкость и самоот верженность, душевная красота. Когда ей кажется, что Алексей не любит ее, Улинька
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2