Сибирские огни, 1973, №3
ры, пока внутренние накопления не перехо дят в иное качество, и новое социально-об щественное явление не утверждает себя в форме конкретной программы, разработан ной партией. Так раскрывается одна из гра ней философского аспекта романа. В сложном взаимодействии этих двух ли ний развития, на которых строятся компози ция и сюжет, проявляется движение харак теров. «Сдвинутость» кульминации, уже не сущей в себе развязку, и выражает эту диа лектику «внутреннего» и «внешнего» в ро мане Мы рассмотрели особенности композици онно-сюжетной структуры «Соли земли» в связи с его социально-философской пробле матикой Но процесс рождения и становле ния новых общественно-социальных явле ний, отраженный в литературе,— это прежде всего столкновение и движение характеров, несущих в себе приметы времени. Как же проявляется в романе движение характеров? Какие изменения происходят в духовном мире героев? С какими нравственными по терями и приобретениями приходят они к концу романа? Новый герой: личность и общество Прямо ,или опосредованно, путем слож ных взаимосвязей, все герои романа втяну ты в сферу главного конфликта. В перепле тении их судеб писатель раскрывает слож ную диалектику сопряжения, взаимодейст вия частного и общего, личного и общест венного. Прочными, порой невидимыми ни тями одно неразрывно связано с другим. Общественная позиция в той же мере осно вывается на определенных нравственных ус тоях, в какой они сказываются и в личных взаимоотношениях. С точки зрения философской это означа ет утверждение активного отношения чело века к действительности, ибо нельзя оста ваться нравственным лишь «для себя» и своих близких, отворачиваясь от общест венной борьбы за торжество тех нравствен ных идеалов, на которых зиждется личная жизнь, Писатель нигде — ни от автора, ни уста ми своих героев — не формулирует публи цистически эту проблему, но во всем эмо циональном строе романа, в сюжете, столк новении характеров она решается четко и художественно убедительно. Утверждение активной позиции человека в борьбе за коммунистические идеалы, глу бокое убеждение, что он может и должен изменить мир, противостоит модной на за паде теории дегероизации, как идеологиче ской основы целого литературного направ ления. Теория эта вырастает из неверия в духовные силы человека, по существу при нижает его, отрицает богатство и неповто римость личности, саму перспективу борь бы за счастье. А если это так, если человек (антигерой) бессилен в этом «безумном, бе. зумном мире», как же тогда ему «уцелеть» как найти «путь спасения»? Внутреннее отчуждение от общества- и как следствие этого — общественный ив- дифферентизм — ведут (в разной степени^ проявления) к анархизму и к аморальностк или, в другом случае, к поискам спасении «в самом себе», в собственном микромире, отгороженном от действительности глухо) стеной. Такая позиция неприемлема для пйсате- ля-коммуниста. Он утверждает человека, как активного героя-бойца, как личность, во всех своих проявлениях связанную с обще ством. Естественно поэтому, что в «Солк земли» конфликт, раскрытый в его общест венном и психологическом аспектах, приво дит к драматическим коллизиям именао там, где личное вступает в противоречие общественным. Яркий пример тому история взаимоотно шений Марины Строговой и Григория Бе недиктина. Марина Строгова по праву занимай место рядом с другими яркими, запомина ющимися женскими образами, созданные писателем, который обладает даром про никновения в психологию «женской души». Художественно оправдано, что именно Ма рина, с ее высокими нравственными требова ниями, должна выдержать тяжкое испыта ние: горькое разочарование в любимом че ловеке. С ожиданием счастья встречает она вер нувшегося с войны мужа Григория Бене диктина. Но, странно, совсем иное чувстве испытывает читатель уже с первых сцен его появления. Вот он возникает в ранни) час перед Софьей, дочерью профессора Ве ликанова, с которым Бенедиктин сблизила после ухода из института Алексея Краю- хина. | « — Доброе утро, Софья Захаровна! — Здравствуйте,— в замешательстве пре изнесла Софья. — Вы удивлены таким ранним визи том? — спросил Бенедиктин и уголком рт< выпустил дугообразную струю табачного дыма. Бенедиктин был во всем военном: в ки теле, брюках галифе, сапогах. Сапоги были начищены до блеска. Медная пряжка офи церского ремня и колодочка орденских лен точек также отливали блеском и подчерки вали подтянутый, щегольский вид Бенедик тина. — Удивлена ли? По правде сказать, да,— созналась Софья. Бенедиктин громко засмеялся, и теперь к блеску его сапог, пряжки и орденски ленточек добавился блеск крепких белый зубов. — Не удивляйтесь, Софья Захаровна. $ у вас с вечера. Мы с Захаром Николаева чем кончили работать только в четыре чай
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2