Сибирские огни, 1973, №3

ры, пока внутренние накопления не перехо­ дят в иное качество, и новое социально-об­ щественное явление не утверждает себя в форме конкретной программы, разработан­ ной партией. Так раскрывается одна из гра­ ней философского аспекта романа. В сложном взаимодействии этих двух ли­ ний развития, на которых строятся компози­ ция и сюжет, проявляется движение харак­ теров. «Сдвинутость» кульминации, уже не­ сущей в себе развязку, и выражает эту диа­ лектику «внутреннего» и «внешнего» в ро­ мане Мы рассмотрели особенности композици­ онно-сюжетной структуры «Соли земли» в связи с его социально-философской пробле­ матикой Но процесс рождения и становле­ ния новых общественно-социальных явле­ ний, отраженный в литературе,— это прежде всего столкновение и движение характеров, несущих в себе приметы времени. Как же проявляется в романе движение характеров? Какие изменения происходят в духовном мире героев? С какими нравственными по­ терями и приобретениями приходят они к концу романа? Новый герой: личность и общество Прямо ,или опосредованно, путем слож­ ных взаимосвязей, все герои романа втяну­ ты в сферу главного конфликта. В перепле­ тении их судеб писатель раскрывает слож­ ную диалектику сопряжения, взаимодейст­ вия частного и общего, личного и общест­ венного. Прочными, порой невидимыми ни­ тями одно неразрывно связано с другим. Общественная позиция в той же мере осно­ вывается на определенных нравственных ус­ тоях, в какой они сказываются и в личных взаимоотношениях. С точки зрения философской это означа­ ет утверждение активного отношения чело­ века к действительности, ибо нельзя оста­ ваться нравственным лишь «для себя» и своих близких, отворачиваясь от общест­ венной борьбы за торжество тех нравствен­ ных идеалов, на которых зиждется личная жизнь, Писатель нигде — ни от автора, ни уста­ ми своих героев — не формулирует публи­ цистически эту проблему, но во всем эмо­ циональном строе романа, в сюжете, столк­ новении характеров она решается четко и художественно убедительно. Утверждение активной позиции человека в борьбе за коммунистические идеалы, глу­ бокое убеждение, что он может и должен изменить мир, противостоит модной на за­ паде теории дегероизации, как идеологиче­ ской основы целого литературного направ­ ления. Теория эта вырастает из неверия в духовные силы человека, по существу при­ нижает его, отрицает богатство и неповто­ римость личности, саму перспективу борь­ бы за счастье. А если это так, если человек (антигерой) бессилен в этом «безумном, бе. зумном мире», как же тогда ему «уцелеть» как найти «путь спасения»? Внутреннее отчуждение от общества- и как следствие этого — общественный ив- дифферентизм — ведут (в разной степени^ проявления) к анархизму и к аморальностк или, в другом случае, к поискам спасении «в самом себе», в собственном микромире, отгороженном от действительности глухо) стеной. Такая позиция неприемлема для пйсате- ля-коммуниста. Он утверждает человека, как активного героя-бойца, как личность, во всех своих проявлениях связанную с обще ством. Естественно поэтому, что в «Солк земли» конфликт, раскрытый в его общест­ венном и психологическом аспектах, приво­ дит к драматическим коллизиям именао там, где личное вступает в противоречие общественным. Яркий пример тому история взаимоотно­ шений Марины Строговой и Григория Бе­ недиктина. Марина Строгова по праву занимай место рядом с другими яркими, запомина­ ющимися женскими образами, созданные писателем, который обладает даром про­ никновения в психологию «женской души». Художественно оправдано, что именно Ма­ рина, с ее высокими нравственными требова­ ниями, должна выдержать тяжкое испыта­ ние: горькое разочарование в любимом че­ ловеке. С ожиданием счастья встречает она вер­ нувшегося с войны мужа Григория Бене­ диктина. Но, странно, совсем иное чувстве испытывает читатель уже с первых сцен его появления. Вот он возникает в ранни) час перед Софьей, дочерью профессора Ве­ ликанова, с которым Бенедиктин сблизила после ухода из института Алексея Краю- хина. | « — Доброе утро, Софья Захаровна! — Здравствуйте,— в замешательстве пре изнесла Софья. — Вы удивлены таким ранним визи­ том? — спросил Бенедиктин и уголком рт< выпустил дугообразную струю табачного дыма. Бенедиктин был во всем военном: в ки­ теле, брюках галифе, сапогах. Сапоги были начищены до блеска. Медная пряжка офи­ церского ремня и колодочка орденских лен­ точек также отливали блеском и подчерки­ вали подтянутый, щегольский вид Бенедик­ тина. — Удивлена ли? По правде сказать, да,— созналась Софья. Бенедиктин громко засмеялся, и теперь к блеску его сапог, пряжки и орденски ленточек добавился блеск крепких белый зубов. — Не удивляйтесь, Софья Захаровна. $ у вас с вечера. Мы с Захаром Николаева чем кончили работать только в четыре чай

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2