Сибирские огни, 1973, №3
развития страны в первый послевоенный пе риод. Пленум обкома партии — это кульмина ция романа. Напряжение борьбы, столкно вение характеров, разграничение сил дости гают к этому моменту своей высшей точки, райком партии, таежные тропы, научно-ис следовательский институт, село — во всех пластах жизни, исследуемых художником, произошло размежевание; столкновение приобрело наибольшую остроту. И теперь все сюжетные линии как бы сошлись здесь, в этом зале, где, словно по канонам драма тургии, действие с кульминацией и развяз кой вмещается в одни сутки. В последующих сценах достаточно быстро завершаются сюжетные линии произведе ния, и немного страниц (в соотнесении с об щим объемом большого романа) отделяют кульминацию от финала. А если говорить о разрешении главного конфликта, то развяз ка действия наступает сразу же вслед за кульминацией — на второй день работы пленума, когда первый секретарь обкома зачитывает чрезвычайную телеграмму от ЦК партии и правительства. Может показаться, что автор «спешит» закончить роман: мы уже приняли его неторопливую, обстоятельную манеру по вествования, вжились в его неспешные ритмы. Однако у читателя не воз никает ощущения «скороговорки» — все, что происходит с героями в последних сценах, воспринимается, как естественное заверше ние внутреннего действия. И теперь, пере вернув последнюю страницу романа, мы по нимаем, что финальные события были под готовлены предшествующими, органически вытекают из них, следуют из логики обстоя тельств и развития характеров героев. Ины ми словами: столь резко сдвинутая к кон цу романа кульминация действия, столь краткое время (одна ночь), отделяющее ее от развязки, столь быстрое (как будто бы совсем не в духе автора) вслед за тем окончание романа,— и в то же время отчет ливое ощущение полноты его завершения в смысле художественной убедительности «итогов», исчерпанности конфликта, опреде ления судеб героев. Своеобразие композиционно-сюжетной структуры «Соли земли» связано с природой этого романа-исследования, с тем содержа нием, которое и выражается в найденной писателем форме. «Соль земли» — роман социально-фило софский. Автор художественно исследует процесс зарождения и вызревания глубин ных социально-общественных явлений совре менной ему действительности. Процесс этот сложен и противоречив. Новое утверждает себя в борьбе, которая, как и в жизни, об ретает в романе форму общественно-психо логического конфликта. Естественно, что в процессе борьбы за утверждение нового ге рои «Соли земли» проходят свой путь внут реннего развития. Это — сквозная сюжет ная линия, связывающая судьбы Алексея Краюхина, Ульяны Лисицыной, Максима и Марины Строговых, профессора Великано ва. И когда то новое, за которое они сража лись, принимает форму осознанной общест венной тенденции, когда сама жизнь разре шает конфликт,—-их путь в романе завер шен, к этому моменту они проходят его до конца. С этой точки зрения пленум обкома пар тии — одновременно и кульминация (столк новение позиций достигает высшего напря жения), и развязка внутреннего действия (главные герои романа готовы к разреше нию конфликта, они уже «выстрадали» свою победу). Роман по существу завершен, ав тору остается только поставить некоторые точки над «i». А с другой стороны, этот же пленум обкома партии — лишь первое зна чительное внешнее событие, знаменующее рождение нового,— событие, в котором оно впервые выступает в форме целенаправлен ного действия. Для Ефремова и других пер сонажей это, может быть, лишь начало их нового пути, ибо нужно еще время, чтобы внутренне перестроиться и осознать мас штаб новых задач. Жизнь должна препо дать им еще не одни урок... Судьбы этих людей определены в послед них главах романа именно в соответствии с тем, что им еще предстоит пережить. Из вестная «недосказанность» здесь естествен на, художественно оправдана, более того — необходима. Ведь дальнейшая судьба Еф ремова и других в новых общественных ус ловиях— особая, по-своему интересная и сложная тема, но это уже другой роман... Таким образом, в композиционно-сюжет ной структуре «Соли земли» мы отчетливо различаем две сквозные линии развития действия, как бы пересекающиеся в кульми национной точке. Одна, связывающая судь бы главных героев, отражает внутренние, «подспудные» изменения в общественной жизни, которые проявляются со все возрас тающей очевидностью: «бунт» Краюхина, спор Лисицына с землеустроителями, «са мовольная» поездка в тайгу Анастасии Со коловской-Строговой, выступление Марины Строговой на ученом совете института, пе ресмотр профессором Великановым своего отношения к программе научных изысканий в Улуюльском крае. Другая — изображает существующее направление в руководстве хозяйством, стиль работы и взаимоотноше ния людей. Она выражается во «внешних» событиях, носящих главным образом адми нистративный характер,— изгнание Краю хина из института, исключение райкомом его из партии, выговор от Облздравотдела Соколовской-Строговой, наконец, сам ход обсуждения повестки дня на пленуме обко ма до момента получения телеграммы из Москвы. Эти «внешние» события тормозят разви тие нового (в то же время обостряя, углуб ляя конфликт), сковывают его — до той по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2