Сибирские огни, 1973, №3

развития страны в первый послевоенный пе­ риод. Пленум обкома партии — это кульмина­ ция романа. Напряжение борьбы, столкно­ вение характеров, разграничение сил дости­ гают к этому моменту своей высшей точки, райком партии, таежные тропы, научно-ис­ следовательский институт, село — во всех пластах жизни, исследуемых художником, произошло размежевание; столкновение приобрело наибольшую остроту. И теперь все сюжетные линии как бы сошлись здесь, в этом зале, где, словно по канонам драма­ тургии, действие с кульминацией и развяз­ кой вмещается в одни сутки. В последующих сценах достаточно быстро завершаются сюжетные линии произведе­ ния, и немного страниц (в соотнесении с об­ щим объемом большого романа) отделяют кульминацию от финала. А если говорить о разрешении главного конфликта, то развяз­ ка действия наступает сразу же вслед за кульминацией — на второй день работы пленума, когда первый секретарь обкома зачитывает чрезвычайную телеграмму от ЦК партии и правительства. Может показаться, что автор «спешит» закончить роман: мы уже приняли его неторопливую, обстоятельную манеру по­ вествования, вжились в его неспешные ритмы. Однако у читателя не воз­ никает ощущения «скороговорки» — все, что происходит с героями в последних сценах, воспринимается, как естественное заверше­ ние внутреннего действия. И теперь, пере­ вернув последнюю страницу романа, мы по­ нимаем, что финальные события были под­ готовлены предшествующими, органически вытекают из них, следуют из логики обстоя­ тельств и развития характеров героев. Ины­ ми словами: столь резко сдвинутая к кон­ цу романа кульминация действия, столь краткое время (одна ночь), отделяющее ее от развязки, столь быстрое (как будто бы совсем не в духе автора) вслед за тем окончание романа,— и в то же время отчет­ ливое ощущение полноты его завершения в смысле художественной убедительности «итогов», исчерпанности конфликта, опреде­ ления судеб героев. Своеобразие композиционно-сюжетной структуры «Соли земли» связано с природой этого романа-исследования, с тем содержа­ нием, которое и выражается в найденной писателем форме. «Соль земли» — роман социально-фило­ софский. Автор художественно исследует процесс зарождения и вызревания глубин­ ных социально-общественных явлений совре­ менной ему действительности. Процесс этот сложен и противоречив. Новое утверждает себя в борьбе, которая, как и в жизни, об­ ретает в романе форму общественно-психо­ логического конфликта. Естественно, что в процессе борьбы за утверждение нового ге­ рои «Соли земли» проходят свой путь внут­ реннего развития. Это — сквозная сюжет­ ная линия, связывающая судьбы Алексея Краюхина, Ульяны Лисицыной, Максима и Марины Строговых, профессора Великано­ ва. И когда то новое, за которое они сража­ лись, принимает форму осознанной общест­ венной тенденции, когда сама жизнь разре­ шает конфликт,—-их путь в романе завер­ шен, к этому моменту они проходят его до конца. С этой точки зрения пленум обкома пар­ тии — одновременно и кульминация (столк­ новение позиций достигает высшего напря­ жения), и развязка внутреннего действия (главные герои романа готовы к разреше­ нию конфликта, они уже «выстрадали» свою победу). Роман по существу завершен, ав­ тору остается только поставить некоторые точки над «i». А с другой стороны, этот же пленум обкома партии — лишь первое зна­ чительное внешнее событие, знаменующее рождение нового,— событие, в котором оно впервые выступает в форме целенаправлен­ ного действия. Для Ефремова и других пер­ сонажей это, может быть, лишь начало их нового пути, ибо нужно еще время, чтобы внутренне перестроиться и осознать мас­ штаб новых задач. Жизнь должна препо­ дать им еще не одни урок... Судьбы этих людей определены в послед­ них главах романа именно в соответствии с тем, что им еще предстоит пережить. Из­ вестная «недосказанность» здесь естествен­ на, художественно оправдана, более того — необходима. Ведь дальнейшая судьба Еф­ ремова и других в новых общественных ус­ ловиях— особая, по-своему интересная и сложная тема, но это уже другой роман... Таким образом, в композиционно-сюжет­ ной структуре «Соли земли» мы отчетливо различаем две сквозные линии развития действия, как бы пересекающиеся в кульми­ национной точке. Одна, связывающая судь­ бы главных героев, отражает внутренние, «подспудные» изменения в общественной жизни, которые проявляются со все возрас­ тающей очевидностью: «бунт» Краюхина, спор Лисицына с землеустроителями, «са­ мовольная» поездка в тайгу Анастасии Со­ коловской-Строговой, выступление Марины Строговой на ученом совете института, пе­ ресмотр профессором Великановым своего отношения к программе научных изысканий в Улуюльском крае. Другая — изображает существующее направление в руководстве хозяйством, стиль работы и взаимоотноше­ ния людей. Она выражается во «внешних» событиях, носящих главным образом адми­ нистративный характер,— изгнание Краю­ хина из института, исключение райкомом его из партии, выговор от Облздравотдела Соколовской-Строговой, наконец, сам ход обсуждения повестки дня на пленуме обко­ ма до момента получения телеграммы из Москвы. Эти «внешние» события тормозят разви­ тие нового (в то же время обостряя, углуб­ ляя конфликт), сковывают его — до той по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2