Сибирские огни, 1973, №3
В самом центре событий, разворачиваю щихся в романе, мы видим Максима Стро гова, заведующего промышленным отделом обкома партии, который потом становится первым секретарем обкома. Получив наз начение и приехав в Высокоярск, Максим Строгов не спешит с распоряжениями и указаниями —он отправляется в районы области, забирается в самые отдаленные «глубинки» с тем, чтобы на месте познако миться с обстановкой, с людьми, проник нуться их настроениями, «изнутри» ощу тить трудности, которые они испытывают, найти пути для их преодоления. Не сразу Максим Строгов приходит к убеждению в правоте Краюхина, но он вёрит знатокам этого края, исходившим его вдоль и попе рек, как и его отец, защищавший здесь Со ветскую власть с оружием в руках. Он — за научную проверку фактов, за смелость в исследованиях, за то, чтобы развернуть широкий фронт работ по исследованию и освоению богатств этой земли. Умно, так тично он пытается заинтересовать новыми фактами профессора Великанова, повернуть научно-исследовательский институт к жиз ни, к перспективной программе исследова ний. Максим Строгов помогает профессору Ве ликанову преодолеть свое самолюбие,-по- новому взглянуть на «заблуждения» Краю хина и, в конечном счете, под влиянием не опровержимых фактов пересмотреть свою позицию. Цепь — Краюхин, Лисицын, Добролетов и профессор Великанов —как бы замыкает ся через Строгова. К нему сходятся и все ответвления этого центрального конфликта в романе. Художественно осмысливая связь и пре емственность поколений, как непрерывность в развитии сознания и исторического бытия народа, писатель обнажает в романе глубо кий временной срез, хотя действие проте кает всего лишь на протяжении нескольких месяцев — от ранней весны до глубокой осени. Этот срез как бы по вертикали, в глубь времен, выражается не в историче ских отступлениях автора, а в судьбах лю дей разных поколений. Перед нами —юность и возмужание, лю ди, которые были еще совсем молодыми, когда победила революция, и те, кто уже в поре зрелости с оружием в руках боро лись за Советскую власть. У истоков этой цепи стоит в романе Ма рей Добролетов, подобно тому, как в «Строговых» вырастает из прошлого фигу ра деда Фишки. Символично уже само появление в рома не Марея —словно из далекого прошлого, из нездешнего мира, возникает на дороге фигура одинокого путника с посохом. Сим- волична встреча с ним Максима, как встре ча прошлого с будущим, того жизненного опыта, той традиции, которая стоит за Добролетовым, и того нового, что несет с собой Строгов. И когда Добролетов принимает предло жение Максима и садится в машину, меж ду ними завязывается как будто бы обыч ный в таких случаях разговор. «— Вы что же, местный или откуда-ни будь приехали? — спросил Максим, когда старик отдышался. — Сейчас я издалека, а в прошлом был местный. — Когда это — в прошлом? — Из этих мест я ушел ровно сорок лет назад, а пришел сюда шестьдесят лет, на зад. И до того я жил на свете двадцать лет. — По виду вам столько не дашь. — На здоровье пока не в обиде. А все же всему есть мера. Старик замолчал. Максим обернулся и увидел, что выцветшие глаза его спутника стали грустными». И когда, отвечая на вопрос старика, Мак сим говорит, что едет в Притаежный район из Высокоярска по заданию обкома партии, Добролетов замечает: «— От власти, значит, по государствен ным делам едете... — и, помолчав, усмех нулся:— Раньше я от властей хоронился, теперь с властями в одной машине еду». И вот он, в прошлом беглый каторжник, рассказывает свою жизнь: как служил у тамбовского помещика, заступился за честь любимой девушки Марфуши и «порешил» хозяйского сынка; как отправили его на ка торжные работы и потом на вечное поселе ние на Сахалин; как вместе с Марфушей сбежал он и с тех пор мыкался по белу свету, — где только не был! И так же, как деда Фишку, убивали его на Ленских при исках, да не убили — пули вокруг свистели, в трех местах одежду продырявили, а сам остался цел и невредим. Пока царское пра вительство было, двадцать фамилий пере менил. А как прогнали царя и богачей — вернулась родительская фамилия, стал опять Мареем Добролетовым, с той поры на севере обитался, людям новые тропы то- рил. А приехал он сюда «дела кое-какие справить» и — на покой. Приехал в ту са мую деревню, которую сам и основал, ко торая так и прозывается его именем — Ма- реевка. Для Добролетова революция — это пора свершений всего того, о чем мечталось лю дям его поколения. Его судьба, вместившая так много, — это сама история. И он тоже, как и дед Фишка, как бы «вне возраста» — ведь трудно представить себе, что на про тяжении лишь одной человеческой жизни сменились исторические эпохи, полыхали мировые войны, революция терпела пора жения и вновь набирала силу, пока не ут вердила свою победу в пламени граждан ской войны. В его судьбе словно «смыкают ся времена». Для художественного вопло щения философской идеи романа Марей Добролетов — очень важный образ. Ведь все, что добыто опытом его предшественни ков и его собственным жизненным опытом,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2