Сибирские огни, 1973, №3
ет! Ты, поди, думаешь: вот Лисицын поле зет с шестом, начнет тебя по веткам дуба сить. А зачем мне это? Я уж лучше подож ду... Когда шишки вовсе поспеют, ты сам мне отдашь их...» ...Охотник вполне серьезно рассказывал: «— Иду я, смотрю — лосиха с детушкой гуляет, увидела человека, обеспокоилась, де- тушку прячет в чащобу, а сама скрадыва ет. Я говорю ей: «Ну, что ты, дурная, испу галась? Ни тебя, ни детушку пальцем не трону. Гуляй себе на здоровье, наедай тело. Зима впереди, с кормежкой будет не легко». Услышала лосиха мой голос, чует, что худа ей не хочу, прошла возле меня спокойно; смотрю, она обучает детушку травами и мохом питаться». На первый взгляд, это органичное слия ние с природой, проникнутое своеобразным пантеизмом, кажется традиционным, древ ним. Как тут не вспомнить толстовского де да Брошку и его разговор с бабочкой, ле тящей ночью на огонь: «— Сгоришь, дурочка; вот сюда лети: ме ста много,— приговаривал он нежным голо сом, стараясь своими толстыми пальцами учтиво поймать ее за крылышки и выпус тить.— Сама себя губишь, а я тебя жалею». Но при известной общности -—какое раз личие! Ощущая себя частью природы, дед Брошка как бы растворяется в ней, теряет черты своего «я» — в этом и состояла фи лософская идея образа. Вот почему для не го не существует различий между челове ком и зверем, между добром и злом. По Толстому, дед Брошка велик именно тем, что ощутил и принял ничтожество челове ка перед всеохватывающей бесконечностью природы. Иное дело —Лисицын. Он так же чувст вует себя словно бы частью природы, но при этом сознает, что он человек, личность, хозяин. Он чувствует ответственность за эту многообразную жизнь, за то, чтобы она сохранялась и приумножалась, чтобы власть человека над природой была разум ной —и не только с точки зрения чисто утилитарной, но и нравственной. Лисицын —борец, коммунист. Добро и зло для него — четко разграниченные поня тия, всегда наполненные конкретным исто рическим и общественным содержанием. Он сражался за Советскую власть и продол жает бороться за то, чтобы все, что окру жает человека, приносило ему радость, де лало жизнь богаче, разумнее, красивее. Тема нравственного, эстетического влия ния природы на человека в полный голос звучит в романе. Как всегда, она связана с любимыми героями писателя и прояв ляется наиболее ярко в моменты их силь ных переживаний, душевного подъема. Ульяна рассказывает Анастасии Федо ровне: «—Помню, один раз шла я из тайги с зимней охоты. Было это в начале марта. Под ногами свежий снежок, птички выпорх нули откуда-то из сугробов... Солнце только поднялось. Подхожу к Мареевке и слыщу петухи поют, коровы мычат, повизгивав двери домов, на зерновом дворе гудит ц0. лотилка, перекликаются женщины... Вете рок тянет со стороны деревни, и я чую, как пахнет дымом, горячим хлебом и тепло« домашним. И так мне от этого всего стало хорошо, радостно, что я живу, вижу солн це, землю, лес!.. Не помню, в какую минуту это случилось, а только залилась я песней. Так и по деревне прошла, с песней в свой дом вступила. Мама смотрит на меня, сме ется: «Ты что, Ульянушка, в такой радости! Или соболей добыла?» А у меня тогда, по правде сказать, и охота-то не очень удач- ной была». Здесь, как и в восприятии Лисицына, че ловеческая жизнь воспринимается нераз делимой частью всей окружающей при- роды. Устраивать свою жизнь, ощущать свою причастность к общим делам озна чает в то же время разумно относиться к природе, ее богатствам, ценить ее красоту. Эта простая мысль легко прочитывается 1 рассказе Ульяны, хотя нигде прямо она щ выражает ее. Но вернемся к Лисицыну. Его философия побуждает к действию. Чувствуя себя от ветственным за все богатства природы, ол вступает в борьбу с теми, кто готов без думно и жестко брать от природы, не за ботясь о будущем. Когда в тайгу заявляют ся представители треста «Высокоярсклео с тем, чтобы наметить места для организа ции леспромхозов у Синего озера, Лиси цын заявляет им: «—А вы думаете, вы одни с понятием? Вы думаете, если вы трест, то умнее вас нету? Если ваш трест такой умный и все понимает, то зачем он послал вас в сине- озерские леса, где вам совершенно нечего делать? — Лисицын отступил немного от Соловушкиной, уткнув руки в бока. — Вы смотрите, Надежда Андриановна, какой товарищ Лисицын критик! Для него ни трест, ни министерство, ни правительст во не авторитет, — усмехнулся Хомутников, пристукивая ’своей клюшкой. — А вы, товарищ, не помню, как вас по имени-отчеству, трест с правительством не путайте. Я тоже голову на плечах имею, а не кочан капусты и понимаю, что к чему. Если б у правительства руки до вас дош ли, оно бы вам так всыпало, что вы сюда дорогу бы забыли. — Нам эти массивы, товарищ Лисицын, облисполком выделил, — вставила Соло- вушкина. — Тем хуже! Облисполком хозяином об ласти считается, а лесов своих не знает!.. Природа! Вы понимаете, что такое приро да? Без нее человек шагу ступить не мо жет... — Природа? —• иронически перебил Лиси цына Хомутников,— Природа человеком ор ганизуется. Вы что-нибудь слышали, това рищ Лисицын, о полезащитном лесоразве дении, о водохранилищах, об искусственных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2