Сибирские огни, 1973, №3
лью принадлежит будущее, что пришла по ра осуществить мечты тех, кто завоевывал этот край для народа. Научные убеждения Краю хина становятся убеждениями граж данскими, нравственными. Вероятно, здесь ключ к его характеру, к его цельности и внутренней силе, которая привлекает сердца и вызывает восхищение одних, рождает неприязнь у других. В самом деле, он резко вступает в спор с профессором Великановым, своим учите лем. Он, никому не известный аспирант, уходит из научно-исследовательского ин ститута, когда убеждается, что ему не убе дить профессора, не изменить институтской программы исследований Улуюлья,—ухо дит, чтобы отправиться в эти края и на чать работу в одиночку. Он становится учителем географии в притаежной сельской школе и приступает к методичным изыска ниям. Во время его странствий по тайге гибнет принадлежавшая школе лошадь, и так уж складываются обстоятельства, что это оказывается «последней каплей»,— сельский райком исключает Краюхина из партии. Но и это не может его сломить. Он верит: правда будет восстановлена. Он про должает свои исследования. Итак, с одной стороны, никем не приз нанный «неудачник», может быть, пустой мечтатель, или просто одержимый навязчи вой идеей упрямец, не желающий считать ся с реальностью (даже на заседании бюро райкома партии, где шла речь о его исклю чении, он продолжает твердить свое),— а с другой стороны, научно-исследовательский институт, авторитетные партийные работни ки, общественное мнение... Взятая сама по себе ситуация может по казаться если не искусственной, то, по край ней мере, утрированной. Может показаться, что такая борьба в одиночку не имеет пер спектив. Но по мере того, как разворачиваются со бытия, мы все ближе знакомимся с разными людьми, как будто поначалу и не имеющи ми отношения к Краюхину. Вот Михаил Ли сицын, охотник, занимающийся таежными промыслами для колхоза, в прошлом пар тизан — у него тоже своя «линия»: он не допустит, чтобы в районе Синего озера был организован леспромхоз, так как убежден, что эти места, уникальные по своим лес ным богатствам, нужно сделать заповед ными. У него своя теория, как сохранить промысел и в то же время способствовать увеличению таежной «живности». Вот лесо- объездчик Чернышов — он разработал це лую систему рационального использования и сохранения лесных богатств. Врач Анаста сия Федоровна Строгова мечтает организо вать курорты в красивейших местах Сине го озера, где, по рассказам охотников, есть целебные источники. На свой страх и риск она отправляется в тайгу, исследует эти ис точники и пишет докладную записку в Обл- здрзвотдел с требованием послать туда эк спедицию. Выговор, который она получает от заведующего Облздравотделом за само вольную поездку, не останавливает ее, по тому что она убеждена в своей правоте. И даже в самом институте, где непререкаем научный авторитет профессора Великано ва, кандидат наук Марина Строгова всту пает с ним в полемику по поводу характе ристики Улуюльского края, которую запро сил обком партии. Оказывается, не один Краюхин осмелива ется бороться за свою точку зрения. Не та ким уж Дон Кихотом представляется этот «неуживчивый» молодой ученый. В романе постепенно возникает какая-то особая ат мосфера творческих поисков, активной об щественной позиции многих людей, которых при всем различии их положения, характе ров, жизненного опыта объединяет одна черта — чувство хозяина своей страны, го сударственный подход к делу и, при этом, смелость в борьбе за свои убеждения. Писатель ощутил характерную особен ность времени, новое явление, которое, вско ре стало определяющим в общественной жизни — широкая, творческая инициатива работников на местах. Организуемая и нап равляемая партией, она становится могу чей созидательной силой. Но должно прой ти время, чтобы новое созрело, обрело силу, утвердило себя в борьбе. Итак, с одной стороны,— столкновение людей, умеющих мечтать, смотреть вперед, людей инициативных, над которыми не дов леют установившиеся догмы, с теми, кто довольствуется решением сиюминутных за дач, боится нового. А с другой стороны — это общественно-психологический конфликт, вбирающий в себя такие проблемы, как до верие и уважение к человеку, к личности, к идеям, которые еще не стали общепризнан ными. Чрезвычайно важны в романе образы Ли сицына, Добролетова, Чернышова. Развора чивая их характеры, автор показывает, что за ними стоит не только богатейшая народ ная традиция познания своей земли, но и целая философия, вобравшая в себя народ ную нравственность. Весь окружающий его таежный мир Ли сицын воспринимал как мир, населенный живыми разумными существами, отданны ми природой под власть человека. С юных лет он воспитал в себе убеждение, что ес ли умело, по-умному пользоваться этой властью, то тайга обильно будет кормить и поить человека. Немало бы подивился на Лисицына посторонний человек, если бы удалось ему незаметно пожить с охотником неделю-другую в тайге. Лисицын не только берег зверя и птицу, когда они были не нужны ему, он берег каждое дерево, каж дый куст, каждый ручеек в тайге. И часто охотник разговаривал то с птицей, то со зверьком, то с деревом, не видя в том ни какого чудачества. «— Ишь какой на тебе, кедр, урожай зре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2