Сибирские огни, 1973, №3

лью принадлежит будущее, что пришла по­ ра осуществить мечты тех, кто завоевывал этот край для народа. Научные убеждения Краю хина становятся убеждениями граж­ данскими, нравственными. Вероятно, здесь ключ к его характеру, к его цельности и внутренней силе, которая привлекает сердца и вызывает восхищение одних, рождает неприязнь у других. В самом деле, он резко вступает в спор с профессором Великановым, своим учите­ лем. Он, никому не известный аспирант, уходит из научно-исследовательского ин­ ститута, когда убеждается, что ему не убе­ дить профессора, не изменить институтской программы исследований Улуюлья,—ухо­ дит, чтобы отправиться в эти края и на­ чать работу в одиночку. Он становится учителем географии в притаежной сельской школе и приступает к методичным изыска­ ниям. Во время его странствий по тайге гибнет принадлежавшая школе лошадь, и так уж складываются обстоятельства, что это оказывается «последней каплей»,— сельский райком исключает Краюхина из партии. Но и это не может его сломить. Он верит: правда будет восстановлена. Он про­ должает свои исследования. Итак, с одной стороны, никем не приз­ нанный «неудачник», может быть, пустой мечтатель, или просто одержимый навязчи­ вой идеей упрямец, не желающий считать­ ся с реальностью (даже на заседании бюро райкома партии, где шла речь о его исклю­ чении, он продолжает твердить свое),— а с другой стороны, научно-исследовательский институт, авторитетные партийные работни­ ки, общественное мнение... Взятая сама по себе ситуация может по­ казаться если не искусственной, то, по край­ ней мере, утрированной. Может показаться, что такая борьба в одиночку не имеет пер­ спектив. Но по мере того, как разворачиваются со­ бытия, мы все ближе знакомимся с разными людьми, как будто поначалу и не имеющи­ ми отношения к Краюхину. Вот Михаил Ли­ сицын, охотник, занимающийся таежными промыслами для колхоза, в прошлом пар­ тизан — у него тоже своя «линия»: он не допустит, чтобы в районе Синего озера был организован леспромхоз, так как убежден, что эти места, уникальные по своим лес­ ным богатствам, нужно сделать заповед­ ными. У него своя теория, как сохранить промысел и в то же время способствовать увеличению таежной «живности». Вот лесо- объездчик Чернышов — он разработал це­ лую систему рационального использования и сохранения лесных богатств. Врач Анаста­ сия Федоровна Строгова мечтает организо­ вать курорты в красивейших местах Сине­ го озера, где, по рассказам охотников, есть целебные источники. На свой страх и риск она отправляется в тайгу, исследует эти ис­ точники и пишет докладную записку в Обл- здрзвотдел с требованием послать туда эк­ спедицию. Выговор, который она получает от заведующего Облздравотделом за само­ вольную поездку, не останавливает ее, по­ тому что она убеждена в своей правоте. И даже в самом институте, где непререкаем научный авторитет профессора Великано­ ва, кандидат наук Марина Строгова всту­ пает с ним в полемику по поводу характе­ ристики Улуюльского края, которую запро­ сил обком партии. Оказывается, не один Краюхин осмелива­ ется бороться за свою точку зрения. Не та­ ким уж Дон Кихотом представляется этот «неуживчивый» молодой ученый. В романе постепенно возникает какая-то особая ат­ мосфера творческих поисков, активной об­ щественной позиции многих людей, которых при всем различии их положения, характе­ ров, жизненного опыта объединяет одна черта — чувство хозяина своей страны, го­ сударственный подход к делу и, при этом, смелость в борьбе за свои убеждения. Писатель ощутил характерную особен­ ность времени, новое явление, которое, вско­ ре стало определяющим в общественной жизни — широкая, творческая инициатива работников на местах. Организуемая и нап­ равляемая партией, она становится могу­ чей созидательной силой. Но должно прой­ ти время, чтобы новое созрело, обрело силу, утвердило себя в борьбе. Итак, с одной стороны,— столкновение людей, умеющих мечтать, смотреть вперед, людей инициативных, над которыми не дов­ леют установившиеся догмы, с теми, кто довольствуется решением сиюминутных за­ дач, боится нового. А с другой стороны — это общественно-психологический конфликт, вбирающий в себя такие проблемы, как до­ верие и уважение к человеку, к личности, к идеям, которые еще не стали общепризнан­ ными. Чрезвычайно важны в романе образы Ли­ сицына, Добролетова, Чернышова. Развора­ чивая их характеры, автор показывает, что за ними стоит не только богатейшая народ­ ная традиция познания своей земли, но и целая философия, вобравшая в себя народ­ ную нравственность. Весь окружающий его таежный мир Ли­ сицын воспринимал как мир, населенный живыми разумными существами, отданны­ ми природой под власть человека. С юных лет он воспитал в себе убеждение, что ес­ ли умело, по-умному пользоваться этой властью, то тайга обильно будет кормить и поить человека. Немало бы подивился на Лисицына посторонний человек, если бы удалось ему незаметно пожить с охотником неделю-другую в тайге. Лисицын не только берег зверя и птицу, когда они были не нужны ему, он берег каждое дерево, каж­ дый куст, каждый ручеек в тайге. И часто охотник разговаривал то с птицей, то со зверьком, то с деревом, не видя в том ни­ какого чудачества. «— Ишь какой на тебе, кедр, урожай зре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2