Сибирские огни, 1973, №3

произвела на него первая конференция по изучению производительных сил Восточ­ ной Сибири, которая состоялась в Иркут­ ске в августе 1947 года. «Из Москвы, Ле­ нинграда, из различных городов Сибири и Дальнего Востока съехались выдающиеся ученые и руководящие деятели народного хозяйства,— рассказывает Г. Марков.— Партия и правительство, озабоченные даль­ нейшим развертыванием социалистического строительства, поставили великую задачу — освоить природные богатства Восточной Си­ бири, поставить на службу Родине все ее ресурсы». Это были первые шаги, еще далекая под­ готовка к тем знаменательным решениям по освоению богатств и развитию произво­ дительных сил Сибири, которые примут XX и XXI съезды КПСС. Но как много значили эти шаги для всех тех, коммунистов и бес­ партийных, кто мечтал о широком разворо­ те планового, всестороннего развития Си­ бири! Не так-то легок путь от материала к воп­ лощению, но именно читательским письмам, всегда очень конкретным, суждено было сыграть решающую роль в формировании замысла нового романа. «И в письмах, и в статьях по поводу рома­ на («Строговы».— С. С.),— говорит Г. Мар­ ков,—довольно сильно звучал один и тот же мотив: «Расскажите историю героев дальше, покажите их жизнь в наше совет­ ское время». Именно под воздействием этих пожеланий и сложился у меня замысел но­ вого романа «Соль земли», героями которо­ го были бы представители младшего поко­ ления семьи Строговых. И снова начались мои поездки по Сибири. Снова я встречался с различными людьми, работал в библиоте­ ках и архивохранилищах, снова продви­ гался трудно и медленно от эпизода к эпи­ зоду, от главы к главе». «Выход в свет романа «Соль земли»,— продолжает писатель,— совпал с разворо­ том гигантской работы советского народа и Коммунистической партии по освоению несметных природных богатств Сибири. И мне приятно сознавать, что наряду с други­ ми произведениями советской литературы мой роман оказался нужным народу в этой борьбе, о чем свидетельствуют письма чита­ телей, отчеты о читательских конференциях, газетные и журнальные отзывы, театраль­ ные инсценировки романа, радио- и телеви­ зионные постановки по нему». Сопоставим даты. Работа над романом началась в 1949 году и завершилась в 1959. Тот новый гигантский разворот работы со­ ветского народа и Коммунистической пар­ тии по освоению Сибири, о котором гово­ рит Г. Марков, относится ко второй поло­ вине пятидесятых годов. Следовательно, за­ мысел романа как бы опережал последую­ щие события и был подсказан писателю жизнью, теми новыми веяньями, которые зрели в ее глубине. Уместно в связи с этим вспомнить о проб­ леме «дистанции» в литературе, вокруг ко­ торой время от времени вспыхивают горя­ чие споры. Кстати сказать, они велись и в те годы. Конечно, время отсеивает второсте­ пенное, и художник, обращаясь к прошлому, имеет возможность увидеть эпоху в свете тех тенденций общественного развития, ко­ торые и определили главные, важнейшие ис­ торические события. Но, как это часто бы­ вало в истории литературы, «дистанция вре­ мени» сама по себе не спасала художника от субъективизма и антиисторизма, если он не владел марксистско-ленинской методоло­ гией объективного познания истории. И, на­ оборот, многим произведениям, которые пи­ сались буквально в самой гуще жизни, по «горячим следам» событий, суждена была долгая жизнь. Так были созданы в тридцатые годы мно­ гие романы, ставшие достоянием советской литературы, сохраняющие и поныне свое живое, непреходящее значение. Характерно, что их авторы, увлеченные пафосом социа­ листического/ строительства, шли зачастую от-интересов определенного коллектива, от конкретных общественно-производственных проблем. «Гидроцентраль» М. Шагинян про­ низывала «идея плановости социалистиче­ ского хозяйствования». Роман «Время, впе­ ред!» В. Катаева одушевлен пафосом уско­ рения темпов строительства. «Соть» Л. Леонова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Люди из захолустья» А. Ма- лышкина, «Энергия» Ф. Гладкова созда­ вались на современном, «злободневном», «производственном» материале, который ос­ ваивался писателями в непосредственном общении с героями •будущих книг. Именно эти, рожденные в гуще самой жизни, про­ изведения способствовали формированию советского социально-публицистического и социально-философского романа. В свете истории советской литературы принципиально по-иному увиделась пробле­ ма «дистанции времени» для художника. Нужен определенный исторический срок для того, чтобы новое, рождающееся в глубинах действительности, сформировалось как яв­ ление, вышло на поверхность и стало фак­ том общественной жизни. Писатель же в романе «Соль земли» увидел и художниче­ ски ощутил сам процесс этого рождения, его диалектику. Можно сказать, что в этом случае «дистанция времени» предстает, как «дистанция опережения». В первые после­ военные годы появились значительные про­ изведения, в которых началось художест­ венное исследование неисчерпаемой темы — подвига советского народа в Великую Оте­ чественную войну. Тогда же были написаны книги, обращенные к проблемам послевоен­ ного строительства. Они основывались на конфликтах и коллизиях, возникавших в то трудное время перехода от войны к миру. Уже в год победы выходит повесть В. Овеч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2