Сибирские огни, 1973, №3
произвела на него первая конференция по изучению производительных сил Восточ ной Сибири, которая состоялась в Иркут ске в августе 1947 года. «Из Москвы, Ле нинграда, из различных городов Сибири и Дальнего Востока съехались выдающиеся ученые и руководящие деятели народного хозяйства,— рассказывает Г. Марков.— Партия и правительство, озабоченные даль нейшим развертыванием социалистического строительства, поставили великую задачу — освоить природные богатства Восточной Си бири, поставить на службу Родине все ее ресурсы». Это были первые шаги, еще далекая под готовка к тем знаменательным решениям по освоению богатств и развитию произво дительных сил Сибири, которые примут XX и XXI съезды КПСС. Но как много значили эти шаги для всех тех, коммунистов и бес партийных, кто мечтал о широком разворо те планового, всестороннего развития Си бири! Не так-то легок путь от материала к воп лощению, но именно читательским письмам, всегда очень конкретным, суждено было сыграть решающую роль в формировании замысла нового романа. «И в письмах, и в статьях по поводу рома на («Строговы».— С. С.),— говорит Г. Мар ков,—довольно сильно звучал один и тот же мотив: «Расскажите историю героев дальше, покажите их жизнь в наше совет ское время». Именно под воздействием этих пожеланий и сложился у меня замысел но вого романа «Соль земли», героями которо го были бы представители младшего поко ления семьи Строговых. И снова начались мои поездки по Сибири. Снова я встречался с различными людьми, работал в библиоте ках и архивохранилищах, снова продви гался трудно и медленно от эпизода к эпи зоду, от главы к главе». «Выход в свет романа «Соль земли»,— продолжает писатель,— совпал с разворо том гигантской работы советского народа и Коммунистической партии по освоению несметных природных богатств Сибири. И мне приятно сознавать, что наряду с други ми произведениями советской литературы мой роман оказался нужным народу в этой борьбе, о чем свидетельствуют письма чита телей, отчеты о читательских конференциях, газетные и журнальные отзывы, театраль ные инсценировки романа, радио- и телеви зионные постановки по нему». Сопоставим даты. Работа над романом началась в 1949 году и завершилась в 1959. Тот новый гигантский разворот работы со ветского народа и Коммунистической пар тии по освоению Сибири, о котором гово рит Г. Марков, относится ко второй поло вине пятидесятых годов. Следовательно, за мысел романа как бы опережал последую щие события и был подсказан писателю жизнью, теми новыми веяньями, которые зрели в ее глубине. Уместно в связи с этим вспомнить о проб леме «дистанции» в литературе, вокруг ко торой время от времени вспыхивают горя чие споры. Кстати сказать, они велись и в те годы. Конечно, время отсеивает второсте пенное, и художник, обращаясь к прошлому, имеет возможность увидеть эпоху в свете тех тенденций общественного развития, ко торые и определили главные, важнейшие ис торические события. Но, как это часто бы вало в истории литературы, «дистанция вре мени» сама по себе не спасала художника от субъективизма и антиисторизма, если он не владел марксистско-ленинской методоло гией объективного познания истории. И, на оборот, многим произведениям, которые пи сались буквально в самой гуще жизни, по «горячим следам» событий, суждена была долгая жизнь. Так были созданы в тридцатые годы мно гие романы, ставшие достоянием советской литературы, сохраняющие и поныне свое живое, непреходящее значение. Характерно, что их авторы, увлеченные пафосом социа листического/ строительства, шли зачастую от-интересов определенного коллектива, от конкретных общественно-производственных проблем. «Гидроцентраль» М. Шагинян про низывала «идея плановости социалистиче ского хозяйствования». Роман «Время, впе ред!» В. Катаева одушевлен пафосом уско рения темпов строительства. «Соть» Л. Леонова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Люди из захолустья» А. Ма- лышкина, «Энергия» Ф. Гладкова созда вались на современном, «злободневном», «производственном» материале, который ос ваивался писателями в непосредственном общении с героями •будущих книг. Именно эти, рожденные в гуще самой жизни, про изведения способствовали формированию советского социально-публицистического и социально-философского романа. В свете истории советской литературы принципиально по-иному увиделась пробле ма «дистанции времени» для художника. Нужен определенный исторический срок для того, чтобы новое, рождающееся в глубинах действительности, сформировалось как яв ление, вышло на поверхность и стало фак том общественной жизни. Писатель же в романе «Соль земли» увидел и художниче ски ощутил сам процесс этого рождения, его диалектику. Можно сказать, что в этом случае «дистанция времени» предстает, как «дистанция опережения». В первые после военные годы появились значительные про изведения, в которых началось художест венное исследование неисчерпаемой темы — подвига советского народа в Великую Оте чественную войну. Тогда же были написаны книги, обращенные к проблемам послевоен ного строительства. Они основывались на конфликтах и коллизиях, возникавших в то трудное время перехода от войны к миру. Уже в год победы выходит повесть В. Овеч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2