Сибирские огни, 1973, №3
если она не ограничивалась только внешними эффектами. Он, в частности, довольно высоко оценивал повести В. Катаева «Святой колодец» и, в особенности, «Трава забве ния», находя, что изысканная их форма определяется содержанием. Очень близка была Ефиму Николаевичу русская литературная классика — от бес смертного «Слова о полку Игореве» до Ивана Бунина: он дышал ею, как воздухом соснового бора и горных вершин, перечитывал ее с неостывающим волнением моло дости. Из иностранных классиков Ефим Николаевич перечитывал время от времени Флобе ра, Додэ, Мопассана. Перечитывал еще — и нередко —дневники Гонкуров: находил в них и глубину мысли, и словесный блеск. Не раз он звонил мне: Возьмите с полки томик Гонкуров, раскройте на такой-то странице: какая точ ность, ясность и красота... Читаешь —• как братьев по оружию... Духовные интересы Ефима Николаевича охватывали и театр, и кинематограф, и изобразительное искусство, и музыку. Из театров он больше всего жаловал Ху дожественный, и когда я, страстный поклонник Камерного, говорил ему о красоте спек таклей Александра Таирова и великолепной игре Алисы Коонен, он смотрел на меня снисходительно прищуренными глазами. В живописи Ефим Николаевич был привержен цем «Передвижников», благоговел перед Левитаном, но довольно холодно относился к «Миру искусства». Из художников-современников особенно нравились ему Пластов и Ромадин. Что касается, наконец, музыки, то Ефим Николаевич мог без конца слу шать музыкантов «Могучей кучки», Чайковского, Рахманинова. Когда мы слушали од нажды рахманиновскую «Вторую симфонию», Ефим Николаевич, блестя глазами, сни зил голос до восторженного шепота: Рахманинов это подлинная Россия. В его музыке она ощущается и видится как наяву: вот протянулась широкая дорога среди летних хлебов, вот засинело озеро с чайками и лебедями, вот зашумел под ветром суровый бор.... А когда будете слушать «Третью симфонию», — отозвался я, — еще острее по чувствуете Россию: эта симфония написана на чужбине и ее страстная тоска о родине напоминает «Жизнь Арсеньева» Бунина. Если речь заходила об иностранной музыке, в частности — о Равеле и Дебюсси, у нас опять начинались споры. Но все эти споры, неизбежные и законные^ не влияли на наши отношения: они не омрачались никогда и ничем. В день моего шестидесятилетия (1958) Ефим Николаевич послал мне такую теле грамму «Дорогой Николай Павлович! Болезнь помешала поздравить лично. Душою с Вами. Поднимаю бокал в тесном дружеском кругу. Желаю неувядаемой охотничьей творческой молодости. Верю в чистейший родник Вашего таланта. Также неустанно будут звенеть новые шесть десятков. Вспомните некрасовское: «И до седин молодые по рывы в нем сохранятся прекрасны и живы». Обнимаю крепко-крепко. Пермитин». Экземпляр «Охотничьего сердца» (1926) Пермитин подарил мне «с неизменной любовью», а экземпляр «Первой любви» (1963) — «с неизменной дружбой». V Лето 1970 года, свое последнее лето, Ефим Николаевич проводил, как и обычно, на даче, на Десне. Он уехал туда в начале мая, чтобы полюбоваться разгаром весны, ее ро зовыми ночами, цветением черемухи и сирени, яблонь и вишен. Перед отъездом он гово рил мне: — Все лето буду работать над серией охотничьих рассказов, почерпнутых из вос поминаний, — а это подлинно неисчерпаемый источник, — хочу, переиздать, в дополнен ном виде, одну из моих любимых книг — «Охотничье сердце». Буду одновременно от дыхать душой и телом — купаться в реке, бродить в сумерки по полям и рощам, тру диться в саду, читать хорошие книги: ведь только недавно приобрел «Природу и охо ту» за десять лет — представляете, какое предстоит удовольствие! « С и б и р с к и е о г н и » № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2