Сибирские огни, 1973, №3

В поликлинике КМК осуществляют те­ перь наиболее качественную диспансериза­ цию рабочих и служащих благодаря тому, что информация по диспансерным осмотрам заносится на специальные закодированные карты, а по мере надобности поступает на столы к цеховым ординаторам. Много интересного делается на централь- ной станции «Скорой помощи». Здесь, в ча­ стности, смонтировали недавно токсикологи­ ческий блок: вы нажимаете кнопку —и на табло загораются названия медикаментов с указанием доз и в той последовательно­ сти, какой следует придерживаться при спа­ сении отравленного; предусмотрены реко­ мендации для оказания помощи при отрав­ лении двадцатью четырьмя различными яда­ ми. Другое аналогичное устройство дает от­ вет, что делать при любом из двадцати че­ тырех видов неотложных состояний (сер­ дечный приступ, кровоизлияние, травмати­ ческий шок и так далее). И здесь же, в обо­ собленных ящичках, лежат ампулы с нуж­ ными медикаментами. На центральной вводятся в практику и «наборы молодого врача» — обычные сумки «скорой помощи», только на внутренней по­ верхности крышки опять же сделано стек­ лянное табло; включаясь, получаете момен­ тальное указание, как поступать при раз­ личных, наиболее часто встречающихся от­ равлениях, приступах и припадках (снова, для удобства монтажа, двадцать четыре ва­ рианта). И в документацию уже введены на цент­ ральной важные изменения. Отказались тут от толстенных журналов. Фиксированные диспетчерами на специальных карточках вы­ зовы по транспортеру передаются в сосед­ нее. помещение эвакуаторам, а те, в свою очередь, командуют бригадам: «На вы­ езд!» Затраты времени сведены к секундам, а дальнейшие стадии документирования пе­ реводятся на перфокарты для машинной обработки. Нет, недаром восхищаются советской «Скорой» иностранные профессора. Нигде в мире нет такой службы, как у нас. Во многих странах медики даже выучили слово «Скорайа». Главный врач станции Леонид Иванович Рамзанов объездил около ста городов стра­ ны. Везде смотрел, как надо и как не надо строить службы «Скорой помощи». Новше­ ства свои собирал по крохам, кое-что заим­ ствовалось у коллег, а многое конструиро­ валось здесь, в Новокузнецке, впервые. Книг, детальных монографий почти нет, опыт «Скорой помощи» только-только начинает по-настоящему изучаться и обобщаться. Сейчас на станции разрабатываются схе­ мы для автоматической регистрации време­ ни, затрачиваемого бригадой на обслужива­ ние каждого вызова. Направляют эти поис­ ки сотрудники лаборатории Бессоненко — сам Виктор Васильевич, его ближайший по­ мощник Геннадий Иванович Чиченин, а так­ же научные работники кафедры организа­ ции здравоохранения. Вместе с ними зани­ мается сугубо медицинской проблемой дис­ пансеризации руководитель отдела анализа систем управления Евгений Николаевич Граница, в прошлом инженер-металлург. Лицо его навсегда опалено доменным жа­ ром... Граница уже несколько лет работает инженером-консультантом по управлению на различных промышленных предприятиях. Евгений Николаевич ушел теперь из про­ мышленности. Накопив опыт, испытывает желание сосредоточить силы на выполнении крупных и долговременных программ. Здесь, в лаборатории АСУ «Горздрав», такую воз­ можность ему предоставляют. У заместителя заведующего горздрав- отделом молодого врача Анатолия Григорь­ евича Мандрова — математический склад ума. Доктор Мандров обеспечивает вычис­ лительную сторону деятельности отдела здравоохранения. Он говорит: — По данным печати, в учреждениях СССР в течение года накапливается более 200 миллионов документов. В отделе здра­ воохранения Новокузнецка ежегодно реги­ стрируются около 4 тысяч документов. А вот что говорит инженер-консультант Граница: — Мы сейчас переходим на научные ме­ тоды изучения докумеитопотока. При ана­ лизе существующих видов планирования приходится удивляться: почему в несколь­ ких различных документах содержится один и тот же показатель? Зачем?.. Формула «2 П 4 С» — пол, потолок, четыре стенки — нас больше не устраивает! Любые показате­ ли должны быть строго обоснованы. И мы поставили перед собой задачу всемерной оп­ тимизации документооборота. — Можно ли, например, сократить хотя бы на день прохождение больного ребенка по стационару хирургического отделения, не снижая при этом качества лечения? При су­ ществующих системах согласования в раз­ личных лечебных звеньях — поликлиниче­ ский участок, кабинет хирурга, приемное от­ деление, стационар —практически невоз­ можно. А мы разработали новую информа­ ционную систему, позволяющую делать та­ кие вещи... Глава шестая ВРАЧ, ТОЛЬКО ВРАЧ В Томске, в двадцать втором году, в гос­ питальную клинику к профессору Березне- говскому на извозчике привезли больного — Константина Сергеевича Б. Молодой чело­ век не мог ходить: его бедро устрашающе быстро разрушал остеомиелит — воспале­ ние костной ткани. Н. И. Березнеговекий — большой хирург. Но тогда он никого не принимал. А на это­ го больного глянуть профессора уговорили,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2