Сибирские огни, 1973, №3

—мастер он по этому делу. За Абакан — Тайшет орден имеет. От Тони я узнал, что здесь на трассе ра­ ботает прорабом Владимир Козлов, друг погибшего в 1942 году в тайге отважного изыскателя трасс Кошурникова, В повести Чивилихина «Серебряные рель­ сы» есть такие строки: «Володька Козлов —молчун, здоровяк и безответный рабо­ тяга. Его Кошурников подобрал где-то в тайге семнадцатилетним парнишкой и сде­ лал изыскателем. На него можно было по­ ложиться как на самого себя. Он постоян­ но просился на самые трудные участки, си­ лушка в нем играла недюжинная, как в самом Кошурникове. Дружба их крепла на трассах. Это была мужская дружба креп­ кой закваски. Если бы взял тогда его Кошурников на изыскание предполагаемой железной доро­ ги от Абакана до Нижнеудинска (первона­ чальный вариант трассы Абакан —Тайшет), возможно, не было бы трагедии. Козлов был прирожденный таежник, бывал в труд­ ных переделках (наверное, помог бы вы­ браться Кошурникову и его спутникам из беды). Но его послали на другое задание —изыскивать тоннель через Салаирский хребет». Из дневника Кошурникова: «У Козлова работа идет хорошо. Объя­ вил ему в приказе благодарность. Козлов очень огорчен тем, что не беру его с собой на Казыр. Мне его жалко, но если взять, провалится хорошо начатая работа». Они простились в долине Кишты, на тро­ пе, по которой едва пробирались олени. Козлов смотрел вслед, пока Кошурников со Стофато и Журавлевым не скрылись из виду. Уже снег порхал — зима в Саянах наступает рано. Они ушли и не вернулись. Объявили розыски исчезнувших. Телефонограмма Козлова в Сибгипро- транс: «Запросите погранзаставу, проез­ жал или нет отряд Кошурникова, и сооб­ щите мне». И следом: «Кроме поисков со стороны Минусинска считаю целесообраз­ ным организовать поиск со стороны Гутар. Мой отряд в четыре человека готов к вы­ езду. Оленями по Казыру ехать невозмож­ но, нет корма. Выходим на лыжах. Немед­ ленно телеграфируйте согласие». А через день новое сообщение: «Вышел на поиски. Достигли левого берега Казыра. Дорога тяжелая, движемся по пятнадцать километ­ ров в день. Идем следом Кошурникова». Кошурникова нашли только весной. По­ хоронили его на высоком берегу Казыра. На обелиске начертано: «Изыскатель А. М. Кошурников. 1905—1942. Ни с л е з не н ад о , ни в е н к о в , ни п рочего... Д рузья! Н и сл о ва! Не р а з б у д и т е р я д о в о го ...» После войны Козлов стал профессиональ­ ным изыскателем, перебывав начальником многих партий. Позже проектировал тепло­ вые электростанции в Новосибирске. Здесь его и разыскал Чивилихин. Было Козлову уже за пятьдесят, когда он снова появился в Саянах, принял про­ рабский участок на трассе, с которой столь­ ко связано в жизни. Построив Абакан — Тайшет, махнул сюда на севсиб. Наверное, останься жив, перешел бы на новую трас­ су и сам Кошурников. Вскоре довелось мне познакомиться с Козловым. Он вошел в прорабскую. На нем спецов­ ка из грубого синего материала, брюки заправлены в резиновые сапоги с длинны­ ми голенищами. На вид бодр, подтянут. Только сеточка морщин выдает возраст. Глаза светятся умом и лукавинкой. Козлов отправлялся к Сузгуну, где пред­ полагалось строить водопропускную желе­ зобетонную трубу. Я присоединился к нему. Котлован под трубу был готов, недоста­ вало лишь сборных железобетонных конст­ рукций. Козлов тотчас помчался на берег, где. высились груды строительных матери­ алов, выгруженных с баржи. Под вечер я увидел вездесущего прораба на просеке. Он внезапно выступил из ды­ ма, стлавшегося над болотиной. Оказыва­ ется, там затлелся торф, и Козлов поспе­ шил проверить, насколько это серьезно. Он был заляпан сажей, со ссадинами на лбу. Морщинки возле глаз стали гуще, резче, весь он отяжелел от дневных забот, но Улы­ бался бодро: — Работка горячая, не заскучаешь. Потом я присутствовал на производст­ венном совещании у соседей. Главный ин­ женер СМП-241 говорил о недостаточной производительности труда, критиковал про­ рабов — Механизация никудышная, «Дружб» и тех не хватает. С голыми руками какая от­ дача? — заметил Козлов. Другой прораб, Александр Петров, чело­ век сравнительно молодой, с выгоревшими дорыжа щетинистыми бровями, придавав­ шими лицу сердитость, выкрикнул в пылу полемики: «Я — коммунист! Не могу ина­ че». И пошел бичевать производственный отдел за запаздывание с технической доку­ ментацией, снабженцев — за нехватки инст­ румента и материалов. В следующий свой приезд я едва узнал здешние места. На очищенной от леса гря­ де высились семндесятиквартирные 'здания, дом отдыха для локомотивных бригад, школа-интернат. Бульдозеры сдирали но­ жами верхний дерновый слой — пыль, гро­ хот! Закладывались новые объекты желез­ нодорожной станции. В облупившемся от времени кособоком вагончике я нашел Петрова. Он просмат­ ривал лежавшие перед ним грудой бумаги, иные из них, скомкав, резким движением бросал в корзину. Коротко рассказал о положении на объ­ екте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2