Сибирские огни, 1973, №3
—мастер он по этому делу. За Абакан — Тайшет орден имеет. От Тони я узнал, что здесь на трассе ра ботает прорабом Владимир Козлов, друг погибшего в 1942 году в тайге отважного изыскателя трасс Кошурникова, В повести Чивилихина «Серебряные рель сы» есть такие строки: «Володька Козлов —молчун, здоровяк и безответный рабо тяга. Его Кошурников подобрал где-то в тайге семнадцатилетним парнишкой и сде лал изыскателем. На него можно было по ложиться как на самого себя. Он постоян но просился на самые трудные участки, си лушка в нем играла недюжинная, как в самом Кошурникове. Дружба их крепла на трассах. Это была мужская дружба креп кой закваски. Если бы взял тогда его Кошурников на изыскание предполагаемой железной доро ги от Абакана до Нижнеудинска (первона чальный вариант трассы Абакан —Тайшет), возможно, не было бы трагедии. Козлов был прирожденный таежник, бывал в труд ных переделках (наверное, помог бы вы браться Кошурникову и его спутникам из беды). Но его послали на другое задание —изыскивать тоннель через Салаирский хребет». Из дневника Кошурникова: «У Козлова работа идет хорошо. Объя вил ему в приказе благодарность. Козлов очень огорчен тем, что не беру его с собой на Казыр. Мне его жалко, но если взять, провалится хорошо начатая работа». Они простились в долине Кишты, на тро пе, по которой едва пробирались олени. Козлов смотрел вслед, пока Кошурников со Стофато и Журавлевым не скрылись из виду. Уже снег порхал — зима в Саянах наступает рано. Они ушли и не вернулись. Объявили розыски исчезнувших. Телефонограмма Козлова в Сибгипро- транс: «Запросите погранзаставу, проез жал или нет отряд Кошурникова, и сооб щите мне». И следом: «Кроме поисков со стороны Минусинска считаю целесообраз ным организовать поиск со стороны Гутар. Мой отряд в четыре человека готов к вы езду. Оленями по Казыру ехать невозмож но, нет корма. Выходим на лыжах. Немед ленно телеграфируйте согласие». А через день новое сообщение: «Вышел на поиски. Достигли левого берега Казыра. Дорога тяжелая, движемся по пятнадцать километ ров в день. Идем следом Кошурникова». Кошурникова нашли только весной. По хоронили его на высоком берегу Казыра. На обелиске начертано: «Изыскатель А. М. Кошурников. 1905—1942. Ни с л е з не н ад о , ни в е н к о в , ни п рочего... Д рузья! Н и сл о ва! Не р а з б у д и т е р я д о в о го ...» После войны Козлов стал профессиональ ным изыскателем, перебывав начальником многих партий. Позже проектировал тепло вые электростанции в Новосибирске. Здесь его и разыскал Чивилихин. Было Козлову уже за пятьдесят, когда он снова появился в Саянах, принял про рабский участок на трассе, с которой столь ко связано в жизни. Построив Абакан — Тайшет, махнул сюда на севсиб. Наверное, останься жив, перешел бы на новую трас су и сам Кошурников. Вскоре довелось мне познакомиться с Козловым. Он вошел в прорабскую. На нем спецов ка из грубого синего материала, брюки заправлены в резиновые сапоги с длинны ми голенищами. На вид бодр, подтянут. Только сеточка морщин выдает возраст. Глаза светятся умом и лукавинкой. Козлов отправлялся к Сузгуну, где пред полагалось строить водопропускную желе зобетонную трубу. Я присоединился к нему. Котлован под трубу был готов, недоста вало лишь сборных железобетонных конст рукций. Козлов тотчас помчался на берег, где. высились груды строительных матери алов, выгруженных с баржи. Под вечер я увидел вездесущего прораба на просеке. Он внезапно выступил из ды ма, стлавшегося над болотиной. Оказыва ется, там затлелся торф, и Козлов поспе шил проверить, насколько это серьезно. Он был заляпан сажей, со ссадинами на лбу. Морщинки возле глаз стали гуще, резче, весь он отяжелел от дневных забот, но Улы бался бодро: — Работка горячая, не заскучаешь. Потом я присутствовал на производст венном совещании у соседей. Главный ин женер СМП-241 говорил о недостаточной производительности труда, критиковал про рабов — Механизация никудышная, «Дружб» и тех не хватает. С голыми руками какая от дача? — заметил Козлов. Другой прораб, Александр Петров, чело век сравнительно молодой, с выгоревшими дорыжа щетинистыми бровями, придавав шими лицу сердитость, выкрикнул в пылу полемики: «Я — коммунист! Не могу ина че». И пошел бичевать производственный отдел за запаздывание с технической доку ментацией, снабженцев — за нехватки инст румента и материалов. В следующий свой приезд я едва узнал здешние места. На очищенной от леса гря де высились семндесятиквартирные 'здания, дом отдыха для локомотивных бригад, школа-интернат. Бульдозеры сдирали но жами верхний дерновый слой — пыль, гро хот! Закладывались новые объекты желез нодорожной станции. В облупившемся от времени кособоком вагончике я нашел Петрова. Он просмат ривал лежавшие перед ним грудой бумаги, иные из них, скомкав, резким движением бросал в корзину. Коротко рассказал о положении на объ екте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2