Сибирские огни, 1973, №3

тил нам ночью вместо лампы-переноски. Легко, как соломину, перетащил он плеть через мостик. Бригадир взмахом рук пода­ вал сигналы к движению. За мостиком дело пошло быстрее. До­ стигнув противоположного берега болота, разложили костер, испекли оставшиеся кар­ тофелины, докурили последние папиросы. В выемке сквозило. Брезентовые накидки уже не спасали, сказался и сон на голой земле— у танкиста подскочила температу­ ра, он говорил осипшим голосом. Но не ушел: как же оставить в такой момент бригаду! Да, это была последняя ночь укладки. Стало известно, что путейцы из-под То­ больска вот-вот вступят на нашу террито­ рию. Взыграл дух соперничества: «Скорей! Скорей! Опередить!». Путеукладчик сосе­ дей надвигался неотвратимо, глазасто по­ маргивая нам в лицо крупной фарой. До грани рукой подать. Как только из резерва подогнали на роликах плеть, один из наших быстро ослабил гайки на стыках. Молниеносно уложено звено, молниеносно отрихтовано. Следующее! Давай! Давай! Готово! Вот она — грань. Сами себе ед­ ва поверили: двести метров пути уложили за двенадцать минут! Такого на стройке еще не бывало. Из поселка на дрезине подкатило поезд­ ное и управленческое начальство со знаме­ нем, явились корреспонденты. Начался ми­ тинг. Все пели: На с е в е р п у ть не к р а т о к . С у р о в н а ш н еу ю т. Н ам н е з а б ы т ь п а л а т о к И т р а с с ы н а С у р гу т . С общего согласия нашему бригадиру по­ ручили забить на стыковке «серебряный» костыль, блестящий, отливающий, в самом деле, драгоценным металлом. Все мы по­ нимали, что завершена лишь часть большо­ го дела. Тобольск на 211-м километре от Тюмени, а Сургут—на 700-м. Предстояло вторжение р северные широты. Расстояние утраивалось, трудности удесятерялись. Но сегодня все-таки праздник! ...Обожженая креозотом ладонь бравого танкиста разжалась, удар — и «серебряный» костыль навсегда упрятался в шпале. В честь события прошла по кругу чарка и был салют из охотничьих ружей. Дрези­ ну сцепили с платформами, на них по тра­ пу загнали «ласточку», «атээлку», и состав тронулся в сторону Мазурово. Для нас он был воистину первым поездом. —И вот стоит одетый в кумач плакатов и транспарантов официальный первый по­ езд на участке Тюмень —Тобольск. Состав небольшой — всего несколько вагончиков старого, облегченного типа. Было 25 октяб­ ря 1967 года. На перроне— множество про­ вожающих. оркестр, знамена и пестрящие всюду надписи: «Даешь, Тобольск! Да здравствует Сургут!» Вот перерезана красная ленточка, и теп­ ловозы, посигналив, стронули состав. Он ушел в историю, этот первый поезд севсиба. Его ждали по всей трассе. И всюду было многолюдье митингов, звучали взволнован­ ные речи. Особенно торжественной была встреча в Тобольске. Казалось, весь древний город вывалил на левый берег Иртыша, где пока что заканчивался стальной путь. Снова ре­ чи-приветствия, речи-клятвы: — Пройдем до Сургута!.. У соседей Спустя полтора года, первый поезд по новому гиганту-мосту пересек Иртыш и прибыл на правый берег, на станцию То­ больск, которую строил 241-й СМП, наш сосед. Я часто бывал у коллег, бываю и сей­ час, от этих посещений остаются записи — продолжение начатых когда-то дневников. Вот одна из них: «Мохов Архип Апполоно- вич. Путеец. С нетерпением ждет укладки». Память помогает расшифровать торопли­ вые, короткие строчки. ...Автобус выбежал из города, и взорам пассажиров открылся мыс Сузгун, зарос­ ший плотным сумрачным ельником. Со сто­ роны Иртыша мыс выглядит почти отвес­ ной стеной, словно бритвой откромсан. В поле между трактом и лесистой гря­ дой — продолжением Сузгуна — светлел щитосборными домами поселок СМП, пе­ редислоцировавшийся сюда со станции Ко- шурниково, все той же знаменитой магист­ рали Абакан —Тайшет. Трасса пролегла у подошвы лесистой гряды. Выше по склону слышалось посту­ кивание топоров, взвизги пил. Загорелые дочерна лесорубы в пропотевших майках расчищали место под железнодорожную станцию. Бригадир, смуглый до глянцевитости, от­ мерив ширину просеки, помогал «дружби- сту> валить деревья. Нажим шестом, и сос­ на послушно кренится... Таких работников принято называть мастерами. Я довольно долго наблюдал за ним, он был весь поглощен делом и, как видно, не очень разговорчив. Наше знакомство, воз­ можно, не состоялось бы, не появись дев­ чушка в красных спортивных брючках. Ма­ лорослая, нос пуговкой. Зачастила: «Мо­ хов, сучья в кучи складывайте, зимой жечь придется... А знаешь, как зимой сучья жечь, если раскиданы!» Как выяснилось, Тоня Тарханцева — ин­ женер по технике безопасности, и на про­ секе наводила порядок сверх своих полно­ мочий. Она же помогла мне «разговорить» молчаливого Мохова, и тот выдал свою мечту: скорее перейти на укладку рельсов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2