Сибирские огни, 1973, №3
воду, делали так называемый «экран» — смешивали суглинок с битумом. Как только Хвостик дал «добро», верени цей потянулись к болоту стоявшие нагото ве самосвалы. Желтоватый грунт посыпал ся в пучину. Болотина шипела и пузыри лась, нехотя покоряясь смелости и наход чивости людей. Первая победа Уже сентябрь красил желтизной дубра вы, часто моросили затяжные осенние дож ди. В это время к нам на Шестаковку, где мы собирали звенья рельсового пути, на ведался Коротчаев. Мы сразу обступили нашего командарма, стали сетовать на то, что работы еще ой сколько, а времени до пуска поезда остается пустяк. Коротчаев послушал, послушал и вдруг объявил: — А я вот проехал по трассе и вижу, что закончить ее можно на десять-двенад цать дней раньше срока. Такие орлы, неу жели не справитесь? — Справимся, если людьми поможете,— не сразу, но довольно твердо ответили мы. На том и порешили. Бригаду разделили на две смены, каж дая должна была работать по двенадцать часов. Дали нам и подкрепление — механи заторов, плотников, даже мастера согласи лись поработать рядовыми путейцами. Звеносборка — это целая система следу ющих одна за другой операций. Из них са мая точная — зашивка. Но первым делом надо подготовить фронт работ, настроить ся. И вот уже начинается веселый дроб ный перестук электробойков. Мы наловчи лись мгновенно, без осечек вгонять косты ли в шпалы. А в обступившей базу темноте хозяйни чала, металась непогода, вызывая знобкое ощущение в теле. Прожекторы не в силах были пробить наносимые ветром завесы то дождя, то снега. Люди работали почти на- ощупь. Ноги тонули в вязком месиве, того и гляди оставишь в грязи сапоги, перетас кивая на плечах шпальные брусья. Руки в промокших рукавицах коченели, теряли чувствительность. Металлические подклад ки пристывали к шпалам. Еще хуже было браться за облепленные стылой грязыо рельсы. Требование же к качеству зашивки оста валось неумолимо высоким, безо всяких скидок на ночь и непогоду. Философ показал мне очередную запись в своем дневнике: «Создавать вечное на земле и есть, должно быть, самая веская истина. Но если это так, то она материаль на, конкретна». Не знаю, какое это откры тие для философии, но в жизни нашего Во- лодьки оно кое-что значило! Оставалось «зашить» лишь шесть кило метров звеньев, но мы порядком измота лись, энтузиазм уже не тот. А тут еше кран забарахлил, потом вдруг оказалось, что подкладок не хватает. Все не па шут ку встревожились. Но скоро пригнали нам новый кран только что с завода, тем вре менем механизаторы отремонтировали ста рый, и теперь оба маячили стрелами в раз ных концах пролета. Подвезли из Тюмени и подкладки. Спад миновал, снова мы на подъеме. Крановщики поторапливают раскладчиков шпал, те — зашнвщиков. Дружно стрекочут бойки, скрежещут сгружаемые с тракторно го прицепа рельсы —их доставили сюда с берега Тобола. Когда рельсы стаскивают наземь, они искрят и дымятся от трения. Наш танкист подбадривал: «Надо выдер жать, ребята!» А сам скороходочкой туда- сюда летал — постоянно в движении. Он на редкость уверенно ориентировался в не спокойном текучем производстве, помогал, где стопорилось. Я слышал, как он просил доставляющую нам обеды Зинку: «Ты кор ми ребят получше, видишь, какая рабо тенка». Но и требовательность— железная. Как-то отказался один из наших метить рельсы для раскладки шпал. Бригадир вполне сочувственно выслушал его и этйк невозмутимо заключил: «Понятно. Ну, а сейчас —■за дело. Баночка с краской в буд ке стоит»... Нет, что ни говори, толковый из танки ста получился бригадир! Прежний наш ру ководитель из-за осложнений ревматизма уехал-таки на родину, в Горьковскую об ласть. ...650 метров за смену дали. Бригадир сейчас же к прорабу: «Рекорд ребята по ставили, премией поощрить стоит». С ведо мостью сам поехал за деньгами. Скоро стало ясно, что звеносборка вы держала нужный темп. Зашитые звенья быстро соединяли в плети, ставили на ро лики и гнали по рельсам в резерв. Наконец-то мехколонны закончили от сыпку полотна на Тахтаире, дали выход нашим путеукладчикам. И пошли, пошли... А навстречу нам уже двигались путейцы со стороны Тобольска. До пуска поезда оставалось полторы недели. Был у нас старенький трелевщик, ласко во прозванный «ласточкой». Он работал па укладке пути. Начальное звено рельсовой плети крепили к нему тросом, и, привстав от натуги почти вертикально, трактор вздымал ее к себе на щит. Затем «ласточ ка» продвигалась вперед. Звено отсоединя ли от плети, скрепляли болтами с уже уло женными, и операция повторялась. На середине Еланского горбом встава л свайно-эстакадный мостик. Не под сил1, стало тянуть трелевщику плеть. Он оглуши тельно взревывал, дыбился, как норовистый конь, но не мог стронуть поклажи с места. — Порву сцепление,— заволновался во дитель.— Давайте «атээлку». Подогнали мощный тягач, который све
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2