Сибирские огни, 1973, №3

воду, делали так называемый «экран» — смешивали суглинок с битумом. Как только Хвостик дал «добро», верени­ цей потянулись к болоту стоявшие нагото­ ве самосвалы. Желтоватый грунт посыпал­ ся в пучину. Болотина шипела и пузыри­ лась, нехотя покоряясь смелости и наход­ чивости людей. Первая победа Уже сентябрь красил желтизной дубра­ вы, часто моросили затяжные осенние дож­ ди. В это время к нам на Шестаковку, где мы собирали звенья рельсового пути, на­ ведался Коротчаев. Мы сразу обступили нашего командарма, стали сетовать на то, что работы еще ой сколько, а времени до пуска поезда остается пустяк. Коротчаев послушал, послушал и вдруг объявил: — А я вот проехал по трассе и вижу, что закончить ее можно на десять-двенад­ цать дней раньше срока. Такие орлы, неу­ жели не справитесь? — Справимся, если людьми поможете,— не сразу, но довольно твердо ответили мы. На том и порешили. Бригаду разделили на две смены, каж­ дая должна была работать по двенадцать часов. Дали нам и подкрепление — механи­ заторов, плотников, даже мастера согласи­ лись поработать рядовыми путейцами. Звеносборка — это целая система следу­ ющих одна за другой операций. Из них са­ мая точная — зашивка. Но первым делом надо подготовить фронт работ, настроить­ ся. И вот уже начинается веселый дроб­ ный перестук электробойков. Мы наловчи­ лись мгновенно, без осечек вгонять косты­ ли в шпалы. А в обступившей базу темноте хозяйни­ чала, металась непогода, вызывая знобкое ощущение в теле. Прожекторы не в силах были пробить наносимые ветром завесы то дождя, то снега. Люди работали почти на- ощупь. Ноги тонули в вязком месиве, того и гляди оставишь в грязи сапоги, перетас­ кивая на плечах шпальные брусья. Руки в промокших рукавицах коченели, теряли чувствительность. Металлические подклад­ ки пристывали к шпалам. Еще хуже было браться за облепленные стылой грязыо рельсы. Требование же к качеству зашивки оста­ валось неумолимо высоким, безо всяких скидок на ночь и непогоду. Философ показал мне очередную запись в своем дневнике: «Создавать вечное на земле и есть, должно быть, самая веская истина. Но если это так, то она материаль­ на, конкретна». Не знаю, какое это откры­ тие для философии, но в жизни нашего Во- лодьки оно кое-что значило! Оставалось «зашить» лишь шесть кило­ метров звеньев, но мы порядком измота­ лись, энтузиазм уже не тот. А тут еше кран забарахлил, потом вдруг оказалось, что подкладок не хватает. Все не па шут­ ку встревожились. Но скоро пригнали нам новый кран только что с завода, тем вре­ менем механизаторы отремонтировали ста­ рый, и теперь оба маячили стрелами в раз­ ных концах пролета. Подвезли из Тюмени и подкладки. Спад миновал, снова мы на подъеме. Крановщики поторапливают раскладчиков шпал, те — зашнвщиков. Дружно стрекочут бойки, скрежещут сгружаемые с тракторно­ го прицепа рельсы —их доставили сюда с берега Тобола. Когда рельсы стаскивают наземь, они искрят и дымятся от трения. Наш танкист подбадривал: «Надо выдер­ жать, ребята!» А сам скороходочкой туда- сюда летал — постоянно в движении. Он на редкость уверенно ориентировался в не­ спокойном текучем производстве, помогал, где стопорилось. Я слышал, как он просил доставляющую нам обеды Зинку: «Ты кор­ ми ребят получше, видишь, какая рабо­ тенка». Но и требовательность— железная. Как-то отказался один из наших метить рельсы для раскладки шпал. Бригадир вполне сочувственно выслушал его и этйк невозмутимо заключил: «Понятно. Ну, а сейчас —■за дело. Баночка с краской в буд­ ке стоит»... Нет, что ни говори, толковый из танки­ ста получился бригадир! Прежний наш ру­ ководитель из-за осложнений ревматизма уехал-таки на родину, в Горьковскую об­ ласть. ...650 метров за смену дали. Бригадир сейчас же к прорабу: «Рекорд ребята по­ ставили, премией поощрить стоит». С ведо­ мостью сам поехал за деньгами. Скоро стало ясно, что звеносборка вы­ держала нужный темп. Зашитые звенья быстро соединяли в плети, ставили на ро­ лики и гнали по рельсам в резерв. Наконец-то мехколонны закончили от­ сыпку полотна на Тахтаире, дали выход нашим путеукладчикам. И пошли, пошли... А навстречу нам уже двигались путейцы со стороны Тобольска. До пуска поезда оставалось полторы недели. Был у нас старенький трелевщик, ласко­ во прозванный «ласточкой». Он работал па укладке пути. Начальное звено рельсовой плети крепили к нему тросом, и, привстав от натуги почти вертикально, трактор вздымал ее к себе на щит. Затем «ласточ­ ка» продвигалась вперед. Звено отсоединя­ ли от плети, скрепляли болтами с уже уло­ женными, и операция повторялась. На середине Еланского горбом встава л свайно-эстакадный мостик. Не под сил1, стало тянуть трелевщику плеть. Он оглуши­ тельно взревывал, дыбился, как норовистый конь, но не мог стронуть поклажи с места. — Порву сцепление,— заволновался во­ дитель.— Давайте «атээлку». Подогнали мощный тягач, который све

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2