Сибирские огни, 1973, №3
нимали они одну комнатку в гостинице. Допоздна у них горел свет —обсуждали многочисленные проблемы этого трудного участка стройки. Насколько острая создалась обстановка, выяснилось на совещании с руководителя ми базирующихся в поселке мехколонн. Лазарев говорил- громкоголосо, зычно: — Ссылок на дождь министр не при нимает, надо работать и в непогоду, зани мать выходные дни. Если не наладим от сыпку по крайней мере в две смены, то провалим дело, это позор будет. Ведь на всю страну дали обещание открыть движе ние поездов к Октябрьскому юбилею... Усугубляла положение нехватка запча стей и бензина; на участок перебросили с автобазы пополнение машин, а фонды снаб жения остались прежние. И еще беда — полное отсутствие дорог к разъездам Боль шесельский и Тахтаир. Ездили прямо по полотну, что было весьма нежелательно. Сетевой график предписывал каждой мехколонне отсыпать в месяц по шестьде сят тысяч кубометров грунта. Они лее за первые двадцать дней дали только полови ну этой нормы. Лазарев предостерегал: — За оставшуюся декаду не наверстае те— плохо потом придется. Не забывайте особенностей сетевого. графика! Вот еще одни сутки подождем, посмотрим, а там будем крутые меры принимать... Жаркие дебаты разгорелись на Больше сельском. Сошлись тут члены оперативной группы в полном составе и начальник мех- колонны Худяков — седеющий, припадаю щий на тросточку. Спорили из-за трех ки лометров готовой насыпи, изъезженных ма шинами. Надо было укладывать рельсы, а нельзя. Худяков, отступая, прикрывался ог нем из крупнокалиберного оружия: — Ладно, насыпь выровняем и приката ем, но как потом продолжать ее? Дороги- то нет! Вы ж, генподрядчик; наложили на нее вето... — Не хватает средств. Автодорога вдоль трассы в миллион рубликов обойдется. Вот Коротчаев приедет, найдем какой-нибудь выход,— боковым маневром еще нажал Ла зарев. И тут же заговорил о плотности отсы панного грунта. Не жидковата ли насыпь? Худяков утверждал, что плотность доста точная, назвал цифры. Позднее на этом месте наша бригада укладывала рельсовые звенья и врезала стрелку. В надежности полотна никто не сомневался: проверено-перепроверено. Разъезд Тахтаир рождался в муках. Помню одну поездку туда с Коротчаевым. Ехали, ехали — стоп, дальше пути нет. По шли пешком — по кочкам, по коряжинам. Хлюпала под ногами вода, удивительно, как не тонули ведущие выторфовку экска ваторы. Грунт для отсыпки подавали в ку зова громоздких черных, как жуки, само свалов, прибуксированных сюда на огром ных стальных листах. — Нужно до дождя успеть,— поторапли вал механизаторов Коротчаев.— Если суг линок размокнет, не отскребешь от ковша. А возить песок из карьера — далеко. Суг линок-то рядом. Хорошо б так же решит с Еланским — использовать глинистый грунт из береговой выемки. В полукилометре отсюда начиналось бо лото, с которым единоборствовала отрезан ная от'мира бездорожьем мехколонна.-Над болотом — бело-сиреневые груды облаков, разлегшихся важно, как раскормленные гуси. Со стороны Мазурово отсыпали ту, упо мянутую Коротчаевым, «тропу». Работу н прекратили и в воскресенье. Второй месяц «пластались» здесь командированные на помощь мехколоннам шоферы из автобазы управления. Спали прямо в кабинах, пита лись консервами. Огни фар роились в ночи до самого ут$а. Всякий раз на выезде из карьера к трас се световые лучи выхватывали из темноты растянутый над дорогой плакат: «Слава мужественным строителям Ударной Комсо мольской!» Из Мазурово Коротчаев часто звонил на шим соседям -—в СМП у Тобольска. Потом не вытерпел, поехал туда сам в сопровож дении главного инженера института Глав транспроект Хвостика. На сто девяностом километре между двух подгоревших снизу стен ельника экскаваторы вели выторфов ку. Коротчаев, остановив машину, поздоро вался, заботливо посоветовал рабочим: — Сыпьте и сразу прикатывайте. Грунт- то рыхлый, как бы не просел потом. У него массивное волевое лицо, взгляд такой, что видно: все время думает, реша ет, взвешивает «за» и «против». Многим тогда не верилось в реальность данного обещания, а он обязан был не сомневаться, и вдохнуть свою убежденность в других. ...На Еланском остановились у выторфо- ванной зимой траншеи, залитой по самые края водой. Вышли из машины, закурили перед трудным делом. Долгое время Коротчаеву не удавалось добиться разрешения на «доотсыпку» Елан ского суглинком из береговой выемки. Представленная в коллегию министерства докладная записка вызвала чьи-то возра жения, и на место событий выехал глав ный инженер Главтранспроекта с наказом «не посмотреть, а решить». И сейчас Хвостик волновался: ответст венность велика, может быть, самая боль шая за время его долгой службы. Наконец не выдержал, сбросив одежду, в одних тру сах погрузился в мутную ржавую жижу. Только прощупав минеральное дно свои ми ногами и руками, представитель проек тировщиков дал согласие на суглинок. Для того, чтобы грунт не вбирал в себя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2