Сибирские огни, 1973, №3

нимали они одну комнатку в гостинице. Допоздна у них горел свет —обсуждали многочисленные проблемы этого трудного участка стройки. Насколько острая создалась обстановка, выяснилось на совещании с руководителя­ ми базирующихся в поселке мехколонн. Лазарев говорил- громкоголосо, зычно: — Ссылок на дождь министр не при­ нимает, надо работать и в непогоду, зани­ мать выходные дни. Если не наладим от­ сыпку по крайней мере в две смены, то провалим дело, это позор будет. Ведь на всю страну дали обещание открыть движе­ ние поездов к Октябрьскому юбилею... Усугубляла положение нехватка запча­ стей и бензина; на участок перебросили с автобазы пополнение машин, а фонды снаб­ жения остались прежние. И еще беда — полное отсутствие дорог к разъездам Боль­ шесельский и Тахтаир. Ездили прямо по полотну, что было весьма нежелательно. Сетевой график предписывал каждой мехколонне отсыпать в месяц по шестьде­ сят тысяч кубометров грунта. Они лее за первые двадцать дней дали только полови­ ну этой нормы. Лазарев предостерегал: — За оставшуюся декаду не наверстае­ те— плохо потом придется. Не забывайте особенностей сетевого. графика! Вот еще одни сутки подождем, посмотрим, а там будем крутые меры принимать... Жаркие дебаты разгорелись на Больше­ сельском. Сошлись тут члены оперативной группы в полном составе и начальник мех- колонны Худяков — седеющий, припадаю­ щий на тросточку. Спорили из-за трех ки­ лометров готовой насыпи, изъезженных ма­ шинами. Надо было укладывать рельсы, а нельзя. Худяков, отступая, прикрывался ог­ нем из крупнокалиберного оружия: — Ладно, насыпь выровняем и приката­ ем, но как потом продолжать ее? Дороги- то нет! Вы ж, генподрядчик; наложили на нее вето... — Не хватает средств. Автодорога вдоль трассы в миллион рубликов обойдется. Вот Коротчаев приедет, найдем какой-нибудь выход,— боковым маневром еще нажал Ла­ зарев. И тут же заговорил о плотности отсы­ панного грунта. Не жидковата ли насыпь? Худяков утверждал, что плотность доста­ точная, назвал цифры. Позднее на этом месте наша бригада укладывала рельсовые звенья и врезала стрелку. В надежности полотна никто не сомневался: проверено-перепроверено. Разъезд Тахтаир рождался в муках. Помню одну поездку туда с Коротчаевым. Ехали, ехали — стоп, дальше пути нет. По­ шли пешком — по кочкам, по коряжинам. Хлюпала под ногами вода, удивительно, как не тонули ведущие выторфовку экска­ ваторы. Грунт для отсыпки подавали в ку­ зова громоздких черных, как жуки, само­ свалов, прибуксированных сюда на огром ных стальных листах. — Нужно до дождя успеть,— поторапли вал механизаторов Коротчаев.— Если суг линок размокнет, не отскребешь от ковша. А возить песок из карьера — далеко. Суг линок-то рядом. Хорошо б так же решит с Еланским — использовать глинистый грунт из береговой выемки. В полукилометре отсюда начиналось бо лото, с которым единоборствовала отрезан ная от'мира бездорожьем мехколонна.-Над болотом — бело-сиреневые груды облаков, разлегшихся важно, как раскормленные гуси. Со стороны Мазурово отсыпали ту, упо мянутую Коротчаевым, «тропу». Работу н прекратили и в воскресенье. Второй месяц «пластались» здесь командированные на помощь мехколоннам шоферы из автобазы управления. Спали прямо в кабинах, пита лись консервами. Огни фар роились в ночи до самого ут$а. Всякий раз на выезде из карьера к трас се световые лучи выхватывали из темноты растянутый над дорогой плакат: «Слава мужественным строителям Ударной Комсо мольской!» Из Мазурово Коротчаев часто звонил на­ шим соседям -—в СМП у Тобольска. Потом не вытерпел, поехал туда сам в сопровож­ дении главного инженера института Глав­ транспроект Хвостика. На сто девяностом километре между двух подгоревших снизу стен ельника экскаваторы вели выторфов­ ку. Коротчаев, остановив машину, поздоро­ вался, заботливо посоветовал рабочим: — Сыпьте и сразу прикатывайте. Грунт- то рыхлый, как бы не просел потом. У него массивное волевое лицо, взгляд такой, что видно: все время думает, реша­ ет, взвешивает «за» и «против». Многим тогда не верилось в реальность данного обещания, а он обязан был не сомневаться, и вдохнуть свою убежденность в других. ...На Еланском остановились у выторфо- ванной зимой траншеи, залитой по самые края водой. Вышли из машины, закурили перед трудным делом. Долгое время Коротчаеву не удавалось добиться разрешения на «доотсыпку» Елан­ ского суглинком из береговой выемки. Представленная в коллегию министерства докладная записка вызвала чьи-то возра­ жения, и на место событий выехал глав­ ный инженер Главтранспроекта с наказом «не посмотреть, а решить». И сейчас Хвостик волновался: ответст­ венность велика, может быть, самая боль­ шая за время его долгой службы. Наконец не выдержал, сбросив одежду, в одних тру­ сах погрузился в мутную ржавую жижу. Только прощупав минеральное дно свои­ ми ногами и руками, представитель проек­ тировщиков дал согласие на суглинок. Для того, чтобы грунт не вбирал в себя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2