Сибирские огни, 1973, №3

В самой опоре бетон прорабатывали виб­ ратором, массивным, жужжащим, как про­ летающий самолет. Случалось, мы тонули по колено в серой массе, едва успевали вытаскивать ставшие невероятно тяжелыми сапоги. Самой трудной опорой считалась рус- ловая. Вбив шпунтовое ограждение, начали откачивать воду. А она не желала откачи­ ваться. Добавили насосов, но вода хлест­ нула из отверстий, оставленных по недо­ мыслию мастера. Пришлось теперь заби­ вать их деревяшками. Приехал сам начальник мостоотряда. — Плохо дело, если затянем до весны, разольется речка, и тогда не подступись... Раздолбили лед выше по течению и пе­ ресыпали речку песком, бульдозер его раз­ ровнял, уплотнил.тПолучилась запруда. Во­ да в котловане начала убывать, открывая в шпунтинах новые незаделанные бреши. Спешно латали их, окатываясь холодным душем. Промокшие, целый день на моро­ зе... Тут выдержка да выдержка нужна. Но — притерпелись. В одном месте во избежание прорыва брешь заделали вдвое сложенными доска­ ми. Уже спустили нам кубло— импровизи­ рованный ковш из отслужившей керосино­ вой бочки. В него мы загружали ил. Уже щиты деревянные возле стенок поставили. Перекурить можно. Но тут вбегает в про­ рабскую философ: «Стенку подмыло!». Мы бросились к котловану, на глазах заполнявшемуся водой. Философ скорей вниз —насос проволокой цеплять к крану. Подняли! В следующий миг вода скрыла помост, на котором стоял насос. На тре­ вожный звонок прораба снова прибыл на­ чальник и вот что разгадал: откачиваемая вода обратно в котлован просачивалась. Сделали длинней отводной лоток. Было то в воскресенье. Прораб собрал всех, кто ос­ тался в вагончиковом городке мостоотря­ да. Сам в котлован полез. Снова ил, глинистую жижу переправляли, наверх, так что философ запарился, не ус­ певая кубло отцеплять. Уложили затем на дно металлические ба­ лясины и сыпнули гравия, бетон пошел. Мы с философом и близорукой девушкой' вибратором его прорабатывали, по котлова­ ну расшвыривали лопатами. Луна, звез­ ды — все атрибуты ночи отодвинулись на задний план. Главное — это тугая холодная каша грозящего застыть бетона, дрожание вибратора в руках и неприятное ощущение в глазах от бессонья. У бетономешалки — напряжение не мень­ ше. Люди едва держались на ногах, но никто не признавался в усталости. Невольно подумалось: «А ведь герои они! Безымян­ ные! Построят дорогу, пойдут по ней поез­ да, и никто, кроме нас самих, не будет знать про эти бессонные ночи и авралы на лютом морозе...» Из всех строящихся в стране эта дорога, пожалуй, самая дорогостоящая, трудоем­ кая — каждый километр в миллион с лиш­ ним рублей обходится, в то время как на Абакан— Тайшете — 770 тысяч. А все из- за болот, из-за дальней доставки стройма­ териалов, в частности, гравия. Но она же, эта доррга, и самая нужная. Север задыха­ ется без своей «железки». Локомотивы раз­ будят глухомань, принесут иную жизнь в северные широты. Мы жили сознанием этого. ...В полночь придремнули в прорабской. Через некоторое время продираю глаза, ог­ лядываюсь. Женька Буглак, темный, глыб- ный, в сапожищах, облепленных бетоном, сидя спит на столе; на полу в красных ко­ сынках —• девушки, некогда певшие на ве­ черинке; у стенки на корточках по-детски аппетитно посапывает философ. Встряхнул его крепко. «Что такое?» — пробормотал он и, уже приходя в себя: «Надо работать». На пролегавшей возле прорабской доро­ ге— мелькание самосвалов, отсыпающих полотно на Еланском. Один поперек вста­ нет— и вмиг пробка, пока не растащат друг друга тросами. Уже предвесенье. Погода холодная, но с крыш падает крупная, с горошину, капель, и все уверенней радиолы выносят в воль­ ный разлет неба что-нибудь лирическое... Жаркое лето в Мазурово Пуск первого поезда до Тобольска при­ урочен к полувековому юбилею Советской власти. Справимся ли? Многое зависело от того, как пойдет от­ сыпка земляного полотна. Когда пишут о строителях железных дорог, то чаще изоб­ ражают тех, кто укладывает рельсы. Спра­ ведливо ли это? Ведь основную тяжесть труда на трассе выносят на себе механи­ зированные колонны. Это они доставляют из карьеров миллионы, нет, миллиарды ку­ бометров земли, выводят на изрытом оспой болот, заросшем щетиной лесов лике пла­ неты тысячекилометровые геометрические строчки насыпей. ...В управление строительства поступили тревожные радиограммы с просьбой воз­ действовать на мехколонны, и тогда на­ чальник Стройпути (генеральный подряд­ чик на трассе) Коротчаев созвал экстренное совещание. — Положение с отсыпкой критическое,— сказал он,— Для увязки работ мы создаем две оперативные группы — одну в Мазуро­ во, другую у Тобольска. Состав их опреде­ лен, прошу выезжать незамедлительно. Ре­ шения принимайте смело, от имени управ­ ления... Л Оперативную группу в Мазурово возгла­ вил заместитель начальника производствен­ ного отдела Лазарев, тот самый Лазарев, который своей горячей речью в кинотеатре «Космос» некогда обратил меня в трассови­ ки. Всего же членов группы было трое. За- 9 «Сибирские огни» № 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2