Сибирские огни, 1973, №3
В самой опоре бетон прорабатывали виб ратором, массивным, жужжащим, как про летающий самолет. Случалось, мы тонули по колено в серой массе, едва успевали вытаскивать ставшие невероятно тяжелыми сапоги. Самой трудной опорой считалась рус- ловая. Вбив шпунтовое ограждение, начали откачивать воду. А она не желала откачи ваться. Добавили насосов, но вода хлест нула из отверстий, оставленных по недо мыслию мастера. Пришлось теперь заби вать их деревяшками. Приехал сам начальник мостоотряда. — Плохо дело, если затянем до весны, разольется речка, и тогда не подступись... Раздолбили лед выше по течению и пе ресыпали речку песком, бульдозер его раз ровнял, уплотнил.тПолучилась запруда. Во да в котловане начала убывать, открывая в шпунтинах новые незаделанные бреши. Спешно латали их, окатываясь холодным душем. Промокшие, целый день на моро зе... Тут выдержка да выдержка нужна. Но — притерпелись. В одном месте во избежание прорыва брешь заделали вдвое сложенными доска ми. Уже спустили нам кубло— импровизи рованный ковш из отслужившей керосино вой бочки. В него мы загружали ил. Уже щиты деревянные возле стенок поставили. Перекурить можно. Но тут вбегает в про рабскую философ: «Стенку подмыло!». Мы бросились к котловану, на глазах заполнявшемуся водой. Философ скорей вниз —насос проволокой цеплять к крану. Подняли! В следующий миг вода скрыла помост, на котором стоял насос. На тре вожный звонок прораба снова прибыл на чальник и вот что разгадал: откачиваемая вода обратно в котлован просачивалась. Сделали длинней отводной лоток. Было то в воскресенье. Прораб собрал всех, кто ос тался в вагончиковом городке мостоотря да. Сам в котлован полез. Снова ил, глинистую жижу переправляли, наверх, так что философ запарился, не ус певая кубло отцеплять. Уложили затем на дно металлические ба лясины и сыпнули гравия, бетон пошел. Мы с философом и близорукой девушкой' вибратором его прорабатывали, по котлова ну расшвыривали лопатами. Луна, звез ды — все атрибуты ночи отодвинулись на задний план. Главное — это тугая холодная каша грозящего застыть бетона, дрожание вибратора в руках и неприятное ощущение в глазах от бессонья. У бетономешалки — напряжение не мень ше. Люди едва держались на ногах, но никто не признавался в усталости. Невольно подумалось: «А ведь герои они! Безымян ные! Построят дорогу, пойдут по ней поез да, и никто, кроме нас самих, не будет знать про эти бессонные ночи и авралы на лютом морозе...» Из всех строящихся в стране эта дорога, пожалуй, самая дорогостоящая, трудоем кая — каждый километр в миллион с лиш ним рублей обходится, в то время как на Абакан— Тайшете — 770 тысяч. А все из- за болот, из-за дальней доставки стройма териалов, в частности, гравия. Но она же, эта доррга, и самая нужная. Север задыха ется без своей «железки». Локомотивы раз будят глухомань, принесут иную жизнь в северные широты. Мы жили сознанием этого. ...В полночь придремнули в прорабской. Через некоторое время продираю глаза, ог лядываюсь. Женька Буглак, темный, глыб- ный, в сапожищах, облепленных бетоном, сидя спит на столе; на полу в красных ко сынках —• девушки, некогда певшие на ве черинке; у стенки на корточках по-детски аппетитно посапывает философ. Встряхнул его крепко. «Что такое?» — пробормотал он и, уже приходя в себя: «Надо работать». На пролегавшей возле прорабской доро ге— мелькание самосвалов, отсыпающих полотно на Еланском. Один поперек вста нет— и вмиг пробка, пока не растащат друг друга тросами. Уже предвесенье. Погода холодная, но с крыш падает крупная, с горошину, капель, и все уверенней радиолы выносят в воль ный разлет неба что-нибудь лирическое... Жаркое лето в Мазурово Пуск первого поезда до Тобольска при урочен к полувековому юбилею Советской власти. Справимся ли? Многое зависело от того, как пойдет от сыпка земляного полотна. Когда пишут о строителях железных дорог, то чаще изоб ражают тех, кто укладывает рельсы. Спра ведливо ли это? Ведь основную тяжесть труда на трассе выносят на себе механи зированные колонны. Это они доставляют из карьеров миллионы, нет, миллиарды ку бометров земли, выводят на изрытом оспой болот, заросшем щетиной лесов лике пла неты тысячекилометровые геометрические строчки насыпей. ...В управление строительства поступили тревожные радиограммы с просьбой воз действовать на мехколонны, и тогда на чальник Стройпути (генеральный подряд чик на трассе) Коротчаев созвал экстренное совещание. — Положение с отсыпкой критическое,— сказал он,— Для увязки работ мы создаем две оперативные группы — одну в Мазуро во, другую у Тобольска. Состав их опреде лен, прошу выезжать незамедлительно. Ре шения принимайте смело, от имени управ ления... Л Оперативную группу в Мазурово возгла вил заместитель начальника производствен ного отдела Лазарев, тот самый Лазарев, который своей горячей речью в кинотеатре «Космос» некогда обратил меня в трассови ки. Всего же членов группы было трое. За- 9 «Сибирские огни» № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2