Сибирские огни, 1973, №3

Д е л а и люди НИКОЛАЙ СМИРНОВ ТРАССА Важнейшим сооружением девятой пятилетки является железная дорога в нефтяные районы Среднего Приобья. В ноябрьской книжке за 1972 год «Сибирские огни» опубликовали очерк В. Тарасова, рассказывающий о труде изыскателей трассы Тюмень — Сургут, о встречах с ее строителями. Публикацией очерка журналиста Н. Смирнова в этом номере мы продолжа­ ем знакомить читателя с героическими днями и делами этой Всесоюзной удар­ ной комсомольской стройки, непосредственным участником которой был автор. Перед началом сеаноа в тюменском кино­ театре «Космос» объявили: •— Фильм «Таежный десант» посвящен создателям легендарного Абакан —Тайше­ та Сейчас перед вами выступит представи­ тель управления «Тюменьстройпуть». Этот коллектив прибыл сюда из Абакана прокла­ дывать новую сибирскую магистраль... На сиену взбежал осанистый, с тугими вихрами седеющих волос мужчина и быст­ ро, горячо заговорил о романтике профессии строителя дорог, о том, как трудно было одолеть семьсот километров трассы через тайгу и горы. Еще труднее придется здесь, в нефтяном болотистом краю. Но дорога на Сургут нужна стране, и она будет построе­ на! На другой день, отыскав управление, а в нем вчерашнего выступающего, я выразил ему свое желание поработать на новой трассе. — Это пожалуйста. Нам как раз люди на просеку нужны. Топор в руках держать умеешь? — Случалось дрова колоть. —- И то практика. Так я стал лесорубом строительно-мон­ тажного поезда номер 269.' Он стоял в по­ селке Мазурове, в 130 километрах от Тю­ мени. ...Бригадир оказался человеком средних лет, с правильным, почти античным лицом. — В Тынгыт едем — деревенька такая, сообщил он, прочитав мою бумажку.—Трас­ су там с весны рубим. Кататься каждый день туда-обратно —большая роскошь. Так что на неделю запасайся... Я смотрел на него с интересом. Кадровик, оформлявший меня на работу, кое-что ус­ пел рассказать об этом человеке. В 56-м году будущий бригадир по комсо­ мольской путевке прибыл в Иркутск на электрификацию очередного участка Транс­ сибирской железнодорожной магистрали. Оттуда перешел на Абакан—Тайшет. Мать- старуха давно зовет на родину, в Горьков­ скую область, да он все никак не соберется. Привык к походной жизни. Здесь, под Тю­ менью, начинали по пояс в снегу, с ручной пилой... — Считай, тебе повезло с бригадиром,— сказал кадровик.—Это же ас дорожного строительства! Рассказ кадровика я занес в дневник, вов­ се не предполагая, что буду вести его на стройке не один год. Но так получилось. Те­ перь в дневнике десятки имен, событий, ма­ ло кому тогда известных, а сейчас ставших почти легендарными названий разъездов и станций, просто памятных мест, короткие описания встреч, и мимолетные диалоги. Пе­ речитывая сейчас записи, я понял, что рас­ сказать обо всем, как говорится, по поряд­ ку, без ущерба для документальности — не смогу. Пришлось из множества выбирать лишь отдельные эпизоды, штрихи, обрывки разговоров и мыслей, отказаться от стро­ гой хронологии, не называть всех имен, иные же оставить без фамилии... А, в основном, это — документ. Женька и другие Перед отъездом в Тынгыт я пошел в мас­ терские наточить топор и по дороге догнал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2