Сибирские огни, 1973, №2
также приходится пожалеть. Ведь и био графия Иванова пока еще недостаточно изучена. В многочисленных же его автобио графиях мы то и дело встречаем неточно сти: бывший «факир» Бен-Али-бей часто — может быть, всю жизнь —видел людей и события не такими, какие они есть, а каки ми хотел увидеть. Анализируя отдельные произведения пи сателя, Л. Гладковская размышляет о са мом главном —о природе ивановского да рования. Она называет Иванова «реалистом особого, «романтического» склада». Жиз ненные реалии выступают у него «нередко в необыкновенном, почти фантастическом освещении». Это положение — одно из самых интерес ных в книге Л. Гладковской. И не только в своем конкретном преломлении. Автор ставит перед собой цель найти то общее, что объединяет столь не похожие друг на друга произведения писателя. Именно та кое направление в исследовании творчества Вс. Иванова представляется наиболее пло дотворным сегодня. Как важно осмыслить, постичь в полной мере все своеобразие его таланта! Возгласы о «новом», «неожи данном» Иванове ничего не объясняют и не объяснят. Нужно не просто заметить эти амплитуды творческого процесса, но «вы чертить» по этим амплитудам путь худож ника в живой его диалектике — с обяза тельными противоречиями, с почти непре менным самоотрицанием. Простая, в сущности, истина. Как бы ни уходил от «самого себя» Всеволод Иванов в разные периоды своих исканий, но всю жизнь шел... именно к самому себе. Через радость открытий, крушения иллюзий, ис пытания —как к горизонту —шел к совер шенству, которое в искусстве не имеет гра ниц. Е. ЦЕЙТЛИН. Михаил Михеев. Милые роботы. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1972. Аскольд Якубовский. Аргус-12. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1972. Личность и научно-технический прогресс. Этическая сторона научного поиска и от крытий. Цель, средства и ответственность... Вот общий круг тем этих двух книг, ста вящих и намечающих решение проблем, которые выдвинет не только завтрашний день, но и тех, которые сегодня занимают людские,умы. Начинающий фанатик Тим («Бактерия Тима Маркина»)— с его принципом «по иск ради поиска», с полным отсутствием чувства ответственности, с полным пренеб режением к последствиям своих «остроум ных экспериментов» и нежеланием (неуме нием?) думать о рациональности, о пользе поиска — этот тип молодого ученого, этот характер далее развивается М. Михеевым в рассказе «Машка», и один из вероятных конечных результатов подобной жизнедея тельности, итог Тима Маркина и его рабо ты мы видим в том, к чему пришел до цент Полянский («Злой волшебник»). По лянский сделал серьезное научное откры тие, однако он настолько далек от людей, настолько не любит их, настолько ничтож на его мораль, его философия, что свое открытие ученый обращает против общест ва, ставя себя в положение супермена, для которого нет на свете ничего ценного и святого. М. Михеев не просто ставит эксперимент, совмещая гений и злодейство (кстати, это один из традиционных приемов фантасти ки). Писатель, рисуя Тима Маркина на разных этапах, в разных фазах развития и проявления характера, побуждает нас думать об истоках встречающейся порой дисгармонии личности — о несоответствии профессионального мастерства, знаний, на выков низкому уровню общечеловеческой культуры, инфантильности, гражданской пассивности, прагматизму философии иных специалистов науки, искусства, да и дру гих сфер человеческой деятельности. М. Михеев побуждает нас думать о причинах такого несоответствия, такой дисгармонии. Научный| поиск, каким бы «остроумным и оригинальным» он ни был, вреден и опа сен, если в основе его лежит антигуман ность, бесцельность, безнравственность. Эта мысль объединяет обе книги наших фантастов и ставит в один ряд с доцентом Полянским Штарка из повести А. Яку бовского «Аргус-12». Штарк — «техниче ский гений», он поставил своей целью выт равить все живое, биологическое с вновь осваиваемой планеты и заменить расти тельный и животный мир — киберами, ро ботами, удобными и послушными. Для до стижения этой цели Штарк не останавли вается ни перед чем — будь то убийство руководителя колонии, оболванивание ко лонистов или операция на самом себе — превращение .в «бессмертного кибербога». Обе книги содержат известный заряд по лемичности. "Полемичен цикл рассказов М. Михеева «Милые роботы». Это — гимн, ода, пох вальное слово технике, созданной добрыми и умными людьми, которые привнесли в механическое сознание роботов не только свои знания, свою силу, но и самоотвер женность, доброту, готовность на самопо жертвование и героизм во имя Человека, во имя Человечества. «Милые роботы» М. Михеева «с цветами в теплых руках» противостоят мрачной толпе вышедших из повиновения, «свихнувшихся» механиче ских монстров. Много их накопилось в за рубежной фантастической литературе с то го времени, как К. Чапек ввел в нее са мо слово «робот».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2